Preview

Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета

Расширенный поиск

Диалектика экзистенции социального пространства

https://doi.org/10.26794/2226-7867-2023-13-5-75-83

Аннотация

В данной статье на основе концепции диалектики объективной и субъективной экзистенции одного из классиков экзистенциализма К. Ясперса, герменевтического анализа исследований отечественных и зарубежных ученых — экзистенциальных социологов, психологов и писателей разрабатывается понятие экзистенциального социального пространства. Автором разъясняется понятие экзистенции социального пространства, выделяются и анализируются особенности основных уровней экзистенциального пространства общества, исследуются детерминанты и взаимодействие экзистенции социального пространства разных уровней. Свою точку зрения автор обосновывает результатами сравнительного анализа произведений известных экзистенциальных писателей, психологов, психоаналитиков, статей современных отечественных и зарубежных авторов по социально-психологическим проблемам современного образования.

Об авторе

Т. М. Махаматов
Финансовый университет
Россия

Таир Махаматович Махаматов — доктор философских наук, профессор департамента гуманитарных наук

Москва



Список литературы

1. Murray C., ed. Samuel Beckett — One Hundred Years. Dublin: New Island Press; 2006; 172 p.

2. Şahin E. Meaninglessness of life in the works named Waiting for Godot and Clinton Godson. Uluslararası Türkçe Edebiyat Kültür Eğitim Dergisi. 2018;7(3):1713–1728

3. Chesney D. Silence Nowhen. Late Modernism, Minimalism, and Silence in the Work of Samuel Beckett. New York: Peter Lang Publishing, Inc.; 2013. 263 р.

4. Чередниченко И. П. Экзистенциальный опыт реального существования. Гуманитарные и социальные науки. 2010;(4):140–151.

5. Ясперс К. Философия. Книга вторая. Просветление экзистенции. Пер. с нем. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация»; 2021.

6. Бердяев Н. А. Смысл творчества. М.: Изд-во «Правда»; 1989.

7. Махаматов Т. М., Махаматова С. Т. Социально-экономическое пространство и время, и устойчивое развитие общества. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2021;2(54):7–17.

8. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде. Пер. с фр. М.: Политиздат; 1989.

9. Dermont M. Beckett and Philosophy’, in “Samuel Beckett — One Hundred Years”. Dublin: New Island Press; 2006.

10. Сартр Ж. П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. Пер. с фр. М.: Республика; 2004. 639 с.

11. Bolea Ş. Internal Conflict in Nineteenth-Century Literature. Reading the Jungian Shadow. London: Lexington Books; 2020.

12. Панов Е. Г. Проблема зон конфликтогенности образовательного пространства современного университета. Казанский педагогический журнал. 2021;(3):7–13.

13. Кушнир Д. Ю., Свинцова М. Н. Объективные факторы конфликтогенности в сфере высшего образования. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021;11(6):113–117.

14. Свинцова М. Н., Кушнир Д. Ю. К вопросу о субъектных факторах конфликтогенности в сфере высшего образования. Казанский педагогический журнал. 2021;(3):14–21.

15. Gretsky M., Lerner J. Students of Academic Capitalism: Emotional Dimensions in the Commercialization of Higher Education. Sociological Research Online. 2021;26(1):205–221.

16. Радаев В. В. Кризис в современном преподавании: что именно пошло не так? Социологические исследования. 2022;(6):114–124.

17. McInerney D.M., Korpershoek H., Wang H., A.J.S. Morin Teachers’ occupational attributes and their psychological wellbeing, job satisfaction, occupational self-concept and quitting intentions. Teaching and Teacher Education. 2018;(71):145–158.

18. Lerner J., Zbenovich C., Kaneh-Shalit T. Changing meanings of university teaching: the emotionalisation of academic culture in Russia, Israel and the US. Emotions and Society. 2021;3(1):73–93.

19. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. Пер. с англ. М.: Республика; 1994. 447 с.

20. Выготский Л. С. Педология возраста. Лекции по психологии развития. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация»; 2022. 320 с.

21. Юнг К. Г. Конфликты детской души. Пер. с нем. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация»; 2021. 320 с.

22. Золотарева А. А. Шкала душевной боли: психометрическая оценка полной и краткой версии. Вопросы психологии. 2022;68(1):48–155.

23. Рюмина M. С. Экзистенциальный кризис образования в современном обществе и перспективы его преодоления. Монография. М.: Science; 2016.

24. Makhamatov T. M., Khaziyev V. S., Makhamatov T. T., Yulbayev R. Z., Giuliodori L. Existential Aspects in Modern Education. In: SHS Web of Conferences. International Scientific and Practical Conference “Solovyov Historical and Philosophical Readings. Russian and Foreign Experience in the System of Humanities Education: History, Modernity, Prospects” 2020. Moscow; 2021.

25. Красильников И. А. Онтологический аспект психологии экзистенциальных внутриличностных конфликтов. Психология обучения. 2013;(11):43–54.

26. Буякас Т. М. Экзистенциально-феноменологическое понимание тайны «молчания». Вопросы психологии. 2022;1(68):124–134.

27. Кирсанов А. И. Конфликты в общеобразовательных организациях. Причины усиления конфликтности образовательной среды. Язык и текст. 2019;6(4):32–41.

28. Малякова Н. С. Социально-эмоциональные аспекты в антропологической традиции российского образования. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022;2(220):7–18.

29. Собкин В. С., Калашникова Е. А., Коломиец Ю. О. Причины конфликтов подростков с учителями, родителями, одноклассниками и социальная ситуация развития. Вопросы психологии. 2020;(5):13–25.

30. Мальцева С. М., Строганов Д. А., Комарова А. Н. Экзистенциальное одиночество современного подростка. Современные исследования социальных проблем. 2022;14(1–2):67–71.


Рецензия

Для цитирования:


Махаматов Т.М. Диалектика экзистенции социального пространства. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023;13(5):75-83. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2023-13-5-75-83

For citation:


Mahamatov T.M. Dialectics of the Social Space’s Existence. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2023;13(5):75-83. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2023-13-5-75-83

Просмотров: 190


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-7867 (Print)
ISSN 2619-1482 (Online)