Preview

Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета

Расширенный поиск

Традиционные российские духовно-нравственные ценности в системе жизненных приоритетов молодежи, получающей педагогическое образование в Российской Федерации

https://doi.org/10.26794/2226-7867-2023-13-5-6-16

Аннотация

В статье представлены результаты всероссийского социологического опроса молодежи, обучающейся в психолого-педагогически классах, в педагогических ссузах и вузах. Методология исследования базировалась на неоинституционализме в исторической версии, феноменологическом конструктивизме. Основным эмпирическим методом исследования выступил социологический опрос в формате онлайн-анкетирования. Выборка составила 1800 респондентов. Репрезентативность заложенных квот в выборочной совокупности обеспечивается с учетом таких базовых параметров респондентов, как принадлежность к учебным классам/заведениям педагогического профиля, возраст, пол, федеральный округ проживания. В ходе исследования измерялись переменные, отражающие репрезентацию традиционных российских духовно-нравственных ценностей, закрепленных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, в системе жизненных приоритетов молодежи, обучающейся в психолого-педагогических классах, педагогических ссузах и вузах.

Об авторах

Н. Ю. Склярова
Московский педагогический государственный университет
Россия

Наталья Юрьевна Склярова — кандидат педагогических наук, первый проректор, директор Всероссийского научно-методического центра «Философия образования»

Москва 



Е. В. Бродовская
Московский педагогический государственный университет ; Финансовый университет
Россия

Елена Викторовна Бродовская—доктор политических наук, методолог Всероссийского научно-методического центра «Философия образования», главный научный сотрудник Центра политических исследований

Москва 



Список литературы

1. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Т. 1. М.: Педагогика; 1982.

2. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика; 1983.

3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ; 1981.

4. Леонтьев А.Н. Психология образа. Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1979;(2):3–13.

5. Узнадзе Д.Н. Общая психология. М.: Смысл; СПб.: Питер; 2004.

6. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: Издательство Академии наук Грузинской ССР; 1961.

7. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: Наука; 1979.

8. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян. Социс. 1996;(5);3–23.

9. Горшков М.К. Социальная справедливость в массовом восприятии и ценностных ориентациях россиян. Гуманитарий Юга России. 2022;(6):32–47.

10. Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб.: Евразия; 1998. 352 с.

11. Rokeach M. Nature of Human Values. N.Y.; L.: Free Press; 1973. 438 p.

12. Schwartz S.H. Universals in the content and structure of values: Theory and empirical tests in 20 countries. Advances in experimental social psychology. 1992;(25):1–65.

13. Inglehart R., Welzel Ch. Changing Mass Priorities: The Link between Modernization and Democracy. Perspectives on Politics. 2010;8(2):551–567.

14. Шестопал Е.Б., Рогач Н.Н. Образы настоящего и будущего россиян в политическом сознании ее граждан. Общественные науки и современность. 2022;(6):45–61.

15. Евгеньева Т.В., Селезнева А.В. Моральное и политическое в представлениях российской молодежи в контексте ее социально-политической самоидентификации. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2022;(65):278–287.

16. Селезнева А.В. Политическая мораль современной российской молодежи: ценности, представления, установки. Научный результат. Социология и управление. 2022;8(3):47–60.

17. Смулькина Н.В., Рогач Н.Н. Пcихологическое состояние россиян разного возраста: политико-психологический анализ. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022;12(2):138–147.

18. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю. Большие данные в исследованиях политических процессов. М.: МПГУ; 2018. 86 с.

19. Бродовская Е.В., Лукушин В.А., Синяков А.В. Формирование цифрового гражданства в школе: результаты социологического исследования в Ставропольском крае. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2022;(2):61–70.

20. Brodovskaya E.V., Dombrovskaya A.Y., Zernov V.A., Lobanova E.V., Likhacheva E.V., Mizin N.V., Nikolaeva L.P., Ognev A.S., Rudenko M.Y. Cardiometric assessment of the subjective significance of personal strategic goals as components of the image of the desired future. Cardiometry. 2022;(24):159–164.

21. Парма Р.В. Гражданская активность поколений в современном обществе. Вестник Института социологии. 2022;13(2):31–47.

22. Пырма Р.В. Факторы формирования установок и стратегий гражданского активизма у молодежи России. Власть. 2020;28(6):46–54.

23. Домбровская А.Ю., Огнев А.С., Давыдова М.А., Кащенко Т.Л. Технологии и приемы ценностного воздействия на российских пользователей в региональных сетях социального недовольства. Власть. 2022;30(4):37–42.

24. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Николаева Л.П., Огнева Н.А. Проблемы и пути внедрения песочного игрового моделирования в систему современного высшего образования. М.: Спутник+; 2022.

25. Огнев А.С., Николаева Л.П., Лихачева Э.В. Использование элементов проективных рисуночных тестов в окулометрической психодиагностике. Человеческий капитал. 2022;10(166):116–124.

26. Zernov V. A., Lobanova E. V., Likhacheva E. V., Nikolaeva L. P., Ognev A. S., Ogneva N. A., Rudenko M. Yu. The use of cardiometry in development of self-control skills by means of game sand modeling. Cardiometry. 2022;(22):95–99.

27. Склярова Н.Ю. Информационная кампания против современной молодежи: проблемы, риски. ВНЕшкольник. 2020;1(193):17–20.

28. Склярова Н.Ю. Образовательная логистика как механизм оптимизации работы центров довузовской подготовки (тезисы). Сборник трудов Всероссийской молодежной конференции «Развитие студенческих научных обществ и молодежных инновационных центров для решения задач регионального социально-экономического развития». Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета; 2018.

29. Склярова Н.Ю. Проблемы освоения федерального компонента государственного стандарта общего образования. Ростов-на-Дону: ООП ОблЦТТУ; 2017.

30. Шаповалов В.Л., Никулин Е.Р., Хардикова А.С Трансформация и возрастная дифференциация ценностноидеологической ориентации и поведенческих сценариев российской молодежи. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2022;(1):58–72.

31. Белоусова О.И., Горохов С.А., Луцькая Е.Е. Особенности системы общего образования Сибирского федерального округа. Наука и школа. 2022;(5):44–58.

32. Тюков Н.А., Шаповалов В.Л. Формы участия российской молодежи в политических и электоральных процессах. Избирательное законодательство и практика. 2022;(1):18–22.

33. Pierson P., Skocpol T. Historical Institutionalism in Contemporary Political Science in Political Science: The State of the Discipline. New York: Norton; 2002.

34. Steinmo S. What is Historical Institutionalism? Approaches and methodologies in the social sciences: A pluralist perspective. New York: Cambridge University Press; 2008.

35. Schütz A., Luckmann T. The Structures of the Life-World. Evanston: Northwestern University Press; 1973.

36. Шюц А. О множестве реальностей. Социологическое обозрение. 2003;3(2):3–34.

37. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян. Социс. 1996;(5):3–23.


Рецензия

Для цитирования:


Склярова Н.Ю., Бродовская Е.В. Традиционные российские духовно-нравственные ценности в системе жизненных приоритетов молодежи, получающей педагогическое образование в Российской Федерации. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023;13(5):6-16. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2023-13-5-6-16

For citation:


Sklyarova N.Yu., Brodovskaya E.V. Traditional Russian Spiritual and Moral Values in the System of Life Priorities of the Young People who Receive Pedagogical Education in the Russian Federation. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2023;13(5):6-16. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2023-13-5-6-16

Просмотров: 485


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-7867 (Print)
ISSN 2619-1482 (Online)