Preview

Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета

Расширенный поиск

Модель формирования цифрового доверия в России

https://doi.org/10.26794/2226-7867-2023-13-3-21-26

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена изучению социальных аспектов цифровизации, связанных с взаимодействием политических и общественных институтов, а именно процессу формирования цифрового доверия. В результате анализа историографии сформулированы основные направления в изучении многоаспектного феномена доверия в цифровой реальности. На основе применения метода моделирования предложена авторская модель формирования цифрового доверия применительно к российскому политическому процессу. Для анализа процесса формирования цифрового доверия продуктивно использовать неокорпоративную модель, в рамках которой доминирующую роль играют властные институты при непосредственном участии субъектов бизнес-процессов. Соответствующий подход позволяет построить модель формирования цифрового доверия в России. Стоит отметить, что в таком случае корреляции с видом политического режима в государстве не наблюдается. Основной движущей силой цифровизации и в России, и в других странах выступает именно государство в лице уполномоченных институтов, а не общественность.

Об авторах

О. В. Ерохина
Финансовый университет
Россия

Оксана Валерьевна Ерохина — кандидат политических наук, доцент факультета социальных наук и массовых коммуникаций

Москва



Д. С. Коваленко
Финансовый университет
Россия

Дмитрий Сергеевич Коваленко — студент 4-го курса факультета социальных наук и массовых коммуникаций

Москва



Список литературы

1. Шваб К., Дэвис Н. Технологии Четвертой промышленной революции: М.: Эксмо; 2018. 320 с.

2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Пер. с англ. М.: ГУ ВШЭ; 2000. 609 р.

3. Rogers E. Diffusion of Innovations. 5th ed. N.Y.: The Free Press; 2003.

4. Hagerstrand T. Innovation Diffusion as a Spatial Process. Chicago: The University of Chicago Press; 1967. 334 р.

5. McKenzie D., Wajcman J. The Social Shaping of Technology. United Kingdom: Open University Press; 1985. 327 р.

6. Davis F.D. Perceived Usefulness, Perceived Ease of Use, and User Accepatance of Information Technology. MIS Quarterly. 1989;13(3):319–339.

7. Muir B.M. Operators’ Trust in and Use of Automatic Controllers in a Supervisory Process Control Task. Doctoral diss. Synopsis. Canada: University of Toronto; 1989. 282 р.

8. Lewandowsky S., Mundy M., Tan G.P.A. The Dynamics of Trust: Comparing Humans to Automation. Journal of Experimental Psychology: Applied. 2000;(6):104–123.

9. Веселов Ю. Доверие в цифровом обществе. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020;(2):129–143.

10. Горлов К.Н., Пеньков В.Ф. Формирование доверия бизнеса и власти в условиях цифровизации Российской экономики. Власть. 2021;(3):36–47

11. Нурмухаметов Р.К., Торин С.С. Цифровое доверие (digital trust): сущность и меры по его повышению. Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2020;(1):32–38.

12. Чепелюк С.Г. Феномен «цифрового доверия» и его влияние на становление цифрового правительства в России. Вестник РУДН. Серия: Политология. 2022;(3):447–459.

13. Carter L., Weerakkody V. E-government Adoption: A Cultural Comparison. Information Systems Frontiers. 2008;(10):473–482.

14. Horst M., Kuttschreuter M., Gutteling J.M. Perceived Usefulness, Personal Experience, Risk Perception and Trust as Determinants of Adoption of E-Government Services in The Netherlands. Computers in Human Behavior. 2007;(23):1838–1852.

15. Веселов Ю.В., Скворцов Н.Г. Доверие в эпоху цифровых трансформаций: опыт социологического исследования. Социологические исследования. 2021;(6):57–68.

16. Liu X., Yuan C., Hafeez M., Faisal C.M.N. Digital Trust Mediated by the Platform in the Sharing Economy from a Consumer Perspective. Advances in Intelligence Systems and Computing. 2020;(1190):670–684.

17. Малышева Г.А. О социально-политических вызовах и рисках цифровизации российского общества. Власть. 2018;(1):40–46.

18. Мытенков С.С., Желенков Б.А. Цифровизация в России и мире через призму взаимодействия государства, бизнеса и населения. Бизнес. Общество. Власть. 2022;(44–45):141–155.


Рецензия

Для цитирования:


Ерохина О.В., Коваленко Д.С. Модель формирования цифрового доверия в России. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023;13(3):21-26. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2023-13-3-21-26

For citation:


Erokhina O.V., Kovalenko D.S. The Model of Digital Trust Formation in Russia. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2023;13(3):21-26. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2023-13-3-21-26

Просмотров: 41


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-7867 (Print)