Командообразование в деловых отношениях: мифы, парадоксы и перспективы развития
https://doi.org/10.26794/2226-7867-2023-13-3-6-13
Аннотация
В статье отмечается ценность командной работы, условия ее эффективности, а также рост сомнений в универсальности командообразования применительно к решению всех возможных проблем. На этой основе выделяются наиболее распространенные мифы (мифологемы) командообразования и соответствующие парадоксы командной работы, а также пути преодоления этих мифов. В статье предлагается расширенное понимание команды с учетом возможности включения в нее работающих в удаленном режиме и так называемых «виртуальных» участников, чьи идеи и методы могут использоваться в групповой работе. Также рассматриваются основные ошибки со стороны психологов-тренеров, руководителей и преподавателей на тренингах командообразования. В качестве главной идеи, являющейся командообразующей, мы выделяем не только ориентацию на общие цели и ценности, но и принятие участниками общего стиля и метода решения определенных проблем. Сам стиль является особой ценностью, которая и определяет эффективность командной работы.
Ключевые слова
Об авторах
Н. С. ПряжниковРоссия
Николай Сергеевич Пряжников — доктор педагогических наук, профессор, профессор департамента психологии и развития человеческого капитала
Москва
Е. В. Камнева
Россия
Елена Владимировна Камнева — кандидат психологических наук, доцент, доцент департамента психологии и развития человеческого капитала
Москва
Ж. В. Коробанова
Россия
Жанна Владимировна Коробанова — кандидат психологических наук, доцент департамента психологии и развития человеческого капитала
Москва
Список литературы
1. Авдеев В.В. Работа с командой: психологические возможности. М.: ИНФРА-М; 2021. 152 с.
2. Камнева Е.В., Пряжников Н.С., Полевая М.В. Тренинг командообразования и групповой работы. М.: Прометей; 2019. 219 с.
3. Гаража Н.А., Рзун И. Г., Ирицян Г.Э. Социальные сети как феномен виртуального обучения в условиях информационного общества. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021;11(4):125–132.
4. Петренко А.А. О необходимости формирования компетенций руководителей образовательных организаций в области командообразования. Тенденции развития науки и образования. 2021;73–6:116– 119.
5. Никаева Р.М., Дикаева Х.М. Командообразование в условиях современной организации. ФГУ Science. 2021;4(24):149–154.
6. Пряжников Н.С. Психология нестабильной семьи: проблемы, парадоксы и немного оптимизма. М.: Изд-во МПСУ; 2020. 164 с.
7. Пряжников Н.С., Камнева Е.В. Модели профпригодности в управлении персоналом, профориентации и самоменеджменте. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022;12(4):64–70.
8. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ; 1998. 350 с.
9. Базаров Т.Ю. Психология управления персоналом. М.: Юрайт; 2023. 381 с.
10. Камнева Е.В., Пряжников Н.С., Бабанова Е.В., Буянова С.М. Имитация личной и профессиональной ответственности в условиях директивных предписаний. Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2020;(4):27–41.
11. Клементьева М.В. Рефлексия образовательных проектов современных студентов. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021;11(4):117–124.
Рецензия
Для цитирования:
Пряжников Н.С., Камнева Е.В., Коробанова Ж.В. Командообразование в деловых отношениях: мифы, парадоксы и перспективы развития. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023;13(3):6-13. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2023-13-3-6-13
For citation:
Pryazhnikov N.S., Kamneva E.V., Korobanovа Z.V. Team Building in Business Relations: Myths, Paradoxes, and Prospects of Development. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2023;13(3):6-13. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2023-13-3-6-13