Preview

Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета

Расширенный поиск

Общие результаты оценивания надпрофессиональных компетенций у студентов 1–4-го курсов

https://doi.org/10.26794/2226-7867-2023-13-2-56-71

Аннотация

Предмет. Проблема развития «мягких» навыков недавних выпускников остро стоит для некоторых областей бизнеса: работодатели отмечают, что молодые сотрудники могут обладать высоким уровнем знаний, но низким уровнем развития софтскиллз. В статье рассмотрены первичные результаты пилотного года проекта «Оценка и развитие управленческих компетенций в российских образовательных организациях» («Центры компетенций»). Были оценены следующие компетенции: анализ информации; партнерство и сотрудничество; планирование и организация; ориентация на результат; стрессоустойчивость; следование правилам.

Цель. Представить многостороннюю картину результатов оценивания надпрофессиональных компетенций у студентов вузов; выявить взаимосвязи между компетенциями.

Методология. Выборка составила 28 933 студента 51 вуза России. В качестве инструментов оценивания использовались психометрические методики: Универсальный личностный опросник, Опросник жизнестойкости, тесты на анализ числовой и вербальной информации. Анализ данных, рассмотренных в статье, включает в себя корреляционный анализ, t-тест и описательные статистики.

Результаты. Большая часть участников показывает средний уровень развития всех компетенций. Компетенции «Стрессоустойчивость» и «Ориентация на результат», «Планирование» и «Стрессоустойчивость» связаны позитивно (коэффициент от 0,75). Компетенции «Ориентация на результат» и «Следование правилам», «Стрессоустойчивость» и «Следование правилам» связаны негативно (коэффициент от –0,22). Компетенция «Анализ информации» не связана с другими компетенциями. 4-й курс показывает более высокий результат по «Анализу информации» и «Следованию правилам», чем 1-й.

Выводы. Мы описываем различия в надпрофессиональных компетенциях у студентов разных лет обучения и обсуждаем возможные объяснения этих различий.

Об авторах

А. Г. Комиссаров
РАНХиГС; АНО «Россия — страна возможностей»;
Россия

Алексей Геннадьевич Комиссаров — и. о. ректора Президентской Академии РАНХиГС; директор Высшей школы государственного управления при РАНХиГС; генеральный директор

Москва



Е. А. Степашкина
АНО «Россия — страна возможностей»
Россия

Екатерина Алексеевна Степашкина — руководитель отдела аналитики и разработки диагностических инструментов департамента оценки и методологии

Санкт-Петербург



О. Б. Соболева
АНО «Россия — страна возможностей»
Россия

Ольга Борисовна Соболева — главный специалист направления методологии отдела аналитики и разработки диагностических инструментов

Новосибирск



Д. Ю. Гужеля
АНО «Россия — страна возможностей»
Россия

Дмитрий Юрьевич Гужеля — кандидат педагогических наук, заместитель генерального директора

Москва



П. С. Селезнев
Финансовый университет
Россия

Павел Сергеевич Селезнев — доктор политических наук, доцент, декан факультета международных экономических отношений

Москва



Список литературы

1. Спенсер-мл. Л.М, Спенсер С. М. Компетенции на работе. Пер с англ. М.: HIPPO; 2005. 384 с.

2. Батурин Н. А., Вучетич Е. В., Костромина С. Н. и др. Российский стандарт тестирования персонала. Организационная психология. 2015;5(2):67–138.

3. Mair P. Modern Psychometrics with R. L: Springer; 2018. 458 p.

4. Stack-Cutler H.L., Parrila R. K., Torppa M. Using a multidimensional measure of resilience to explain life satisfaction and academic achievement of adults with reading difficulties. Journal of Learning Disabilities. 2015;48(6):646–657. https://doi.org/10.1177/0022219414522705

5. Осин Е. Н., Рассказова Е. И. Краткая версия теста жизнестойкости: психометрические характеристики и применение в организационном контексте. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2013;(2):147–165.

6. Осин Е. Н. Факторная структура краткой версии Теста жизнестойкости. Организационная психология. 2013;3(30):42–60.

7. Tupes E. C., Christal R. E. Recurrent personality factors based on trait ratings. Journal of personality. 1992;60(2):225–251. https://doi.org/10.1111/j.1467–6494.1992.tb00973.x

8. Norman W. T. Toward an adequate taxonomy of personality attributes: Replicated factor structure in peer nomination personality ratings. Journal of Abnormal and Social Psychology. 1963;(66):574–583. https://doi. org/10.1037/h0040291

9. Goldberg L. R. The development of markers for the Big-Five factor structure. Psychological Assessment. 1992;(4):26–42. https://doi.org/10.1037/1040–3590.4.1.26

10. Costa P., McCrae R. R. Revised NEO Personality Inventory (Neo-PI-R) and NEO Five-Factor Inventory (NEO-FFI): Professional manual. Odessa, FL: Psychological Assessment Resources; 1992. 101 p.

11. Crocker L., Algina J. Introduction to Classical and Modern Test Theory. Boston: Cengage Learning; 2006. 527 p. 12. Степашкина Е. А., Суходоев А. К., Гужеля Д. Ю. Исследование профиля надпрофессиональных компетенций, востребованных ведущими работодателями, при приеме на работу студентов и выпускников университетов и молодых специалистов. Современная аналитика образования. 2022;2(62):1–32.

12. Комиссаров А. Г., Степашкина Е. А., Соболева О. Б., Гужеля Д. Ю. Методология оценки надпрофессиональных компетенций в российских образовательных организациях. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022;12(6):53–62.

13. Hanneman R. A., Kposowa A. J., Riddle M. D. Basic statistics for social research. NY: John Wiley & Sons; 2012. 560 p.

14. Ушаков Д. В. Социальный интеллект: надежды, сомнения, перспективы. Ст. в сборнике. М.: Институт психологии РАН; 2009.

15. Гриб Е. В. К вопросу о соотношении социального и других видов интеллекта. Историческая и социально- образовательная мысль. 2017;9(1–1):135–138.

16. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. Пер. с англ. М.: Прогресс; 1980. 389 с.


Рецензия

Для цитирования:


Комиссаров А.Г., Степашкина Е.А., Соболева О.Б., Гужеля Д.Ю., Селезнев П.С. Общие результаты оценивания надпрофессиональных компетенций у студентов 1–4-го курсов. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023;13(2):56-71. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2023-13-2-56-71

For citation:


Komissarov A.G., Stepashkina E.A., Sobolevac O.B., Guzhelya D.Yu., Selezneve P.S. General Results of Assessment of Supraprofessional Competencies of 1st‑4th Year Students. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2023;13(2):56-71. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2023-13-2-56-71

Просмотров: 357


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-7867 (Print)
ISSN 2619-1482 (Online)