Профилизация пользователей цифровых сетей социального недовольства в субъектах Российской Федерации
https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-5-105-113
Аннотация
В статье представлены результаты прикладного исследования цифровой аудитории, составляющей ядро генерирования и распространения общественного недовольства в российском сегменте социальных медиа. Для профилизации интернет-пользователей авторами реализована кластеризации субъектов Российской Федерации по типу социального недовольства. Посредством когнитивного картирования цифрового контента проанализированы содержание и структура информационного потока социального недовольства в каждом выделенном кластере, а также отобраны региональные маркеры, отражающие специфические темы и контексты недовольства. Благодаря автоматизированному социально-медийному анализу получены данные о половозрастной структуре сетей социального недовольства в России. Результаты прикладного исследования отражают значительные различия в структуре сетей социального недовольства, обуславливающие важность применения современных цифровых методик для их идентификации и оценки.
Ключевые слова
Об авторах
А. А. АзаровРоссия
Артур Александрович Азаров — кандидат технических наук, главный научный сотрудник Центра политических исследований; заместитель директора Северо-Западного института управления
Санкт-Петербург
Москва
В. А. Лукушин
Россия
Владимир Андреевич Лукушин — лаборант-исследователь Центра политических исследований, магистрант 1-го курса факультета социальных наук и массовых коммуникаций
Москва
М. А. Давыдова
Россия
Мария Александровна Давыдова — лаборант-исследователь Центра политических исследований, магистрант 2-го курса факультета социальных наук и массовых коммуникаций
Москва
Список литературы
1. Домбровская А. Ю., Огнев А. С., Давыдова М. А., Кащенко Т. Л. Технологии и приемы ценностного воздействия на российских пользователей в региональных сетях социального недовольства. Власть. 2022;30(4):37–42.
2. Парма Р. В. Социологическое измерение недовольства в современном российском обществе. Власть. 2022;30(4):129–136.
3. Лебон Г. Психология народов и масс. М.: Академический проект; 2011. 238 с.
4. Smelser N. Theory of Collective Behavior. N.Y.: Free Press; 1965. 456 p.
5. Tarrow S. Power in Movement: Social Movements and Contentious Politics. 2nd edition. Cambridge: Cambridge University Press; 1998. 271 p.
6. Tarrow S. Power in Movement: Social Movements and Contentious Politics. 3rd edition. Cambridge: Cambridge University Press; 2011. 328 p.
7. Gurr T. R. Why Men Rebel. N.J.: Princeton University Press; 1970. 448 p.
8. Архипова А. С., Радченко Д. А., Титков А. С., Козлова И. В., Югай Е. Ф., Белянин С. В., Гаврилова М. В. «Пересборка митинга»: Интернет в протесте и протест в интернете. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2018;(1):12–35.
9. Плюшкевич О. А. Общественное недовольство в социальных и естественных рамках. Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. 2018;(9):182–187.
10. Белоусов А. Б., Давыдов Д. А., Кочухова Е. С. В постматериалистическом тренде: мотивация участников протеста в сквере у театра драмы в Екатеринбурге. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020;(6):53–72.
11. Carpenter S. R., Folke C., Scheffer M., Westley F. Dancing on the volcano: social exploration in times of discontent. Ecology and Society. 2019;24(1):1–7.
12. Баскакова Ю. М. Недовольные и несогласные: социальное недовольство и его масштабы (Часть I). Мониторинг общественного мнения экономические и социальные перемены. 2013;(2):24–32.
13. Баскакова Ю. М. Недовольные и несогласные: социальное недовольство и его масштабы (часть II). Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2013;(3):61–70.
14. Parsons T. Sociological theory and modern society. N.Y.: Free Press; 1967. 564 p.
15. Thompson J. Ideology and Modem Culture. Critical Social Theory in the Era of Mass Communication. Oxford: Polity Press; 1990. 372 p.
16. Emirbayer M., Goodwin J. Network analysis, culture, and the problem of agency. American journal of sociology. 1994;(6):1411–1454.
17. Бродовская Е. В., Домбровская А. Ю., Карзубов Д. Н., Синяков А. В. Развитие методологии и методики интеллектуального поиска цифровых маркеров политических процессов в социальных медиа. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017;5(141):79–104.
Рецензия
Для цитирования:
Азаров А.А., Лукушин В.А., Давыдова М.А. Профилизация пользователей цифровых сетей социального недовольства в субъектах Российской Федерации. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022;12(5):105-113. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-5-105-113
For citation:
Azarov A.A., Lukushin V.A., Davydova M.A. Profiling of Digital Network Users of Social Discontent in the Regions of the Russian Federation. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2022;12(5):105-113. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-5-105-113