Развитие творческой активности студентов в рамках преподавания иностранного языка в неязыковом вузе
https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-6-122-133
Аннотация
Проблема развития творческой активности подрастающего поколения приобретает сегодня особую значимость. Современные экономические, технологические и социокультурные реалии, техническая модернизация отраслей производства, научные достижения обусловливают общественную потребность в инициативных, творческих людях, зачастую — с нестандартным взглядом на проблему, гибким мышлением, стремлением к преобразованию действительности и расширению границ имеющегося опыта, к выходу за его пределы. Это соотносится в первую очередь с государственным видением результатов образования в неязыковом вузе и современными мировыми тенденциями модернизации образования. В статье проведен теоретический анализ и представлена оценка результатов педагогического эксперимента по апробации модели развития творческой активности студентов в рамках иноязычного образования. В работе описывается авторская модель развития творческой активности студентов и приводится диагностика ее эффективности. В целях обеспечения объективности и возможности сравнения результатов первоначального и итогового этапов эксперимента применялся практически одинаковый диагностический инструментарий.
Об авторах
Н. Г. КондрахинаРоссия
Наталья Геннадиевна Кондрахина — кандидат филологических наук, доцент, профессор департамента английского языка и профессиональной коммуникации
Москва
Н. Е. Южакова
Россия
Нина Евгеньевна Южакова — старший преподаватель департамента английского языка и профессиональной коммуникации
Москва
Список литературы
1. Жучков В. М. Развитие научно-технического творчества детей: современное состояние, проблемы. Современное образование: традиции и инновации. 2017;(1):28–31.
2. Мельник В. И. Методологические основы изучения и развития креативности студентов. Екатеринбург: Изд-во РГППУ; 2013. 117 с.
3. Петровский А. В. Теоретическая психология. М.: Академия; 2001. 495 с.
4. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: Академия; 2002. 320 с.
5. Красновский Э. А. Показатели в образовании. Стандарты и мониторинг в образовании. 2002;(5):53–57.
6. Мордкович В. Г. Социальная активность: некоторые методические проблемы фиксации и измерения. М.: Академия наук СССР; Институт социологических исследований; 1986. 137 с.
7. Robert J. Sternberg. The Nature of Creativity. Creativity Research Journal. 2006;18(1):87–98.
8. Любарт Т. Психология креативности. М.: Когито-Центр; 2009. 137 с.
9. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер; 2009. 434 с.
10. Амонашвили Ш. А. Гуманноличностный подход к детям. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК»; 1998. 544 с.
11. Бондарева П. Г. Творчество как способ всестороннего развития детей. Вестник науки и творчества. 2020;10(58):16–19.
12. Ильин Е. П. Психология для педагогов. СПб.: Питер; 2012. 640 c.
13. Максимова С. В. Принципы комплементарно-семантического подхода в системе развития творческой активности школьников на основе портфолио. Педагогика искусства. 2020;(4):218–225.
14. Беляев Г. Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений. Дис. … кан. пед. наук: 13.00.01. М.; 2000.
15. Патрикеева С. А. Роль самодеятельного творчества в процессе формирования творческой активности школьников. Социально-экономические явления и процессы. 2013;1(47):272–275.
16. Хуторской А. В. Модель образовательной среды в дистанционном эвристическом обучении. URL: http://eidos.ru/journal/2005/0901/htm
17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер; 2000. 705 с.
18. Якиманская И. С. Принцип активности в педагогической психологии. Вопросы психологии. 1989;(6):5–13.
19. Бодруг Н. А. Компоненты, критерии, показатели и уровни сформированности педагогического мастерства будущих учителей. URL: https://sci-article.ru/stat.php?i=1409411305
20. Груздева М. В. Особенности реализации преемственности по развитию речевого творчества у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2017;(2):182–194.
21. Майорова Н. В. Проблема развития творческой познавательной активности в истории педагогической мысли. Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. 2013;3(79):76–80.
22. Караваев Г. А. Внутренний мир и социальная активность личности (из опыта работы). Всякая активность есть деятельность? Что мы исследуем: деятельность или активность? Вопросы преподавания философии и общественных наук. Сб. науч. тр. Якутск: Изд-во ЯГУ; 2001. 115 с.
23. Юнусова Э. А.-Г. Теоретические основы развития творческой активности школьников в учебно-воспитательном процессе. Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. 2019;2(16):28–32.
24. Козилова Л. В. Современные образовательные среды и проблемы профессиональной самореализации педагогов. Монография. Петрозаводск: МЦНП «Новая наука»; 2020. 160 с.
Рецензия
Для цитирования:
Кондрахина Н.Г., Южакова Н.Е. Развитие творческой активности студентов в рамках преподавания иностранного языка в неязыковом вузе. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022;12(6):122-133. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-6-122-133
For citation:
Kondrakhina N.G., Yuzhakova N.E. Progression of students’ creative activity in studying foreign languages in a non-linguistic university. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2022;12(6):122-133. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-6-122-133