Preview

Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета

Расширенный поиск

Методология оценки надпрофессиональных компетенций в российских образовательных организациях

https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-6-53-62

Аннотация

Выпускникам часто сложно включиться в решение актуальных задач бизнеса. При этом их знания (hard skills) могут находиться на хорошем уровне, но часто не хватает развитых универсальных компетенций (soft skills). В статье рассмотрены методология оценки надпрофессиональных компетенций студентов вузов по итогам пилотного года проекта «Оценка и развитие управленческих компетенций в российских образовательных организациях». В качестве инструментов оценивания были разработаны и применены психометрические методики: универсальный личностный опросник, опросник жизнестойкости, тесты на анализ числовой и вербальной информации. В работе приведены описания и обоснования валидности и надежности тестов, используемых для диагностики универсальных компетенций, а также процедуры создания композитного конструкта. Авторами предложена методология создания композитного балла для объединения результатов оценивания с помощью батареи тестов и опросников. Полученный композитный балл позволяет учесть связи между оцениваемыми конструктами и упростить интерпретацию результатов оценивания.

Об авторах

А. Г. Комиссаров
РАНХиГС; АНО «Россия — страна возможностей»
Россия

Алексей Геннадьевич Комиссаров — проректор Президентской академии; директор Высшей школы государственного управления при РАНХиГС; генеральный директор

Москва



Е. А. Степашкина
АНО «Россия — страна возможностей»
Россия

Екатерина Алексеевна Степашкина — руководитель отдела аналитики и разработки диагностических инструментов департамента оценки и методологии

Москва



О. Б. Соболева
АНО «Россия — страна возможностей»
Россия

Ольга Борисовна Соболева — ведущий специалист направления методологии отдела аналитики и разработки диагностических инструментов

Москва



Д. Ю. Гужеля
АНО «Россия — страна возможностей»
Россия

Дмитрий Юрьевич Гужеля — кандидат педагогических наук, директор департамента оценки и методологии

Москва



П. С. Селезнев
Финансовый университет
Россия

Павел Сергеевич Селезнев — доктор политических наук, доцент, декан факультета международных экономических отношений

Москва



Список литературы

1. Степашкина Е. А., Суходоев А. К., Гужеля Д. Ю. Исследование профиля надпрофессиональных компетенций, востребованных ведущими работодателями, при приеме на работу студентов и выпускников университетов и молодых специалистов. Современная аналитика образования. 2022;2(62):1–32.

2. Спенсер-мл. Л.М., Спенсер, С. М. Компетенции на работе. Пер. с англ. М.: HIPPO; 2005. 384 с.

3. Stack-Cutler H.L., Parrila R. K., Torppa M. Using a multidimensional measure of resilience to explain life satisfaction and academic achievement of adults with reading difficulties. Journal of Learning Disabilities. 2015;48(6):646–657. https://doi.org/10.1177/0022219414522705

4. Осин Е. Н., Рассказова Е. И. Краткая версия теста жизнестойкости: психометрические характеристики и применение в организационном контексте. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2013;(2):147–165.

5. Осин Е. Факторная структура краткой версии Теста жизнестойкости. Организационная психология. 2013;3(3):42–60.

6. Tupes E. C., Christal R. E. Recurrent personality factors based on trait ratings. Journal of personality. 1992;60(2):225–251. https://doi.org/10.1111/j.1467–6494.1992.tb00973.x

7. Norman W. T. Toward an adequate taxonomy of personality attributes: Replicated factor structure in peer nomination personality ratings. Journal of Abnormal and Social Psychology. 1963;(66):574–583. https://doi.org/10.1037/h0040291

8. Goldberg L. R. The development of markers for the Big-Five factor structure. Psychological Assessment. 1992;(4):26–42. https://doi.org/10.1037/1040–3590.4.1.26

9. Costa P. T., McCrae R. R. Revised NEO Personality Inventory (Neo-PI-R) and NEO Five-Factor Inventory (NEO-FFI): Professional manual. Odessa: FL: Psychological Assessment Resources; 1992. 101 p.

10. Батурин Н. А., Вучетич Е. В., Костромина С. Н., Кукаркин Б. А., Куприянов Е. А., Лурье Е. В., Митина О. В., Науменко А. С., Орел Е. А., Полетаева Ю. С., Попов А. Ю., Потапкин А. А., Симоненко С. И., Синицына Ю. Д., Шмелев А. Г. Российский стандарт тестирования персонала. Организационная психология. 2015;5(2):67–138.

11. Cronbach L. J., Meehl P. E. Construct validity in psychological tests. Psychological Bulletin. 1955;52(4):281–302. https://doi.org/10.1037/h0040957

12. Brown Т. A. Confirmatory factor analysis for applied research. New York: Guilford; 2006. 475 p.


Рецензия

Для цитирования:


Комиссаров А.Г., Степашкина Е.А., Соболева О.Б., Гужеля Д.Ю., Селезнев П.С. Методология оценки надпрофессиональных компетенций в российских образовательных организациях. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022;12(6):53-62. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-6-53-62

For citation:


Komissarov A.G., Stepashkina E.A., Soboleva O.B., Guzhelya D.Yu., Seleznev P.S. Assessing method for meta-professional competencies in Russian educational institutions. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2022;12(6):53-62. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-6-53-62

Просмотров: 445


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-7867 (Print)
ISSN 2619-1482 (Online)