Сетевая аудитория политической повестки в Республике Беларусь в 2020–2021 годах: цифровой портрет, мотивации и модели поведения
https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-2-97-108
Аннотация
Статья посвящена изучению особенностей протестной и провластной сетевой аудитории, вовлеченной в белорусскую протестную повестку в 2020–2021 гг. Актуальность данной темы обуславливается схожестью экономического, социального и культурного пространства Республики Беларусь и Российской Федерации, что дает основание предполагать взаимодействие неконвенциональных российских политических акторов с похожими группами в нашей стране. Методика исследования носит гибридный характер и состоит из когнитивного картирования, автоматизированного социально-медийного анализа и глубинного интервью. В статье представлены результаты, полученные при реализации разработанной методики. В качестве перспективы данного исследования следует отметить разработку инструментария и схемы формирования выборочной совокупности для проведения массового опроса для определения соотношения выявленных нами мотиваций и моделей поведения среди сторонников протеста и власти.
Ключевые слова
Об авторах
Н. А. ТюковРоссия
кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии; доцент департамента массовых коммуникаций и медиабизнеса
Москва
Е. Р. Никулин
Россия
магистрант исторического факультета Института истории и политики
Москва
В. Л. Шаповалов
Россия
кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры политологии; доцент кафедры сравнительной политологии
Москва
Список литературы
1. Castells M. The Rise of the network society. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/3746/ef34fd58d047d973008a0a723f832a83797e.pdf
2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. М.: Медиум; 1995.
3. Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция. Пер. с англ. М.: ГРАНД- ФАИР; 2006.
4. Thompson J.B. Political scandal: power and visibility in the media age. Cambridge: Polity; 2000.
5. Бродовская Е.В. Массовые политические протесты в Республике Беларусь летом-осенью 2020 года: причины возникновения, социальная база, цифровая инфраструктура. Журнал политических исследований. 2021;5(1):23–35. DOI: 10.12737/2587–6295–2021–5–1–23–35
6. Домбровская А.Ю., Никулин Е.Р. Медийная инфраструктура протеста в «новых» медиа на примере белорусского кейса (декабрь 2019 года): структура, каналы, смыслы, технологии. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediynaya-infrastruktura-protesta-v-novyh-media-na-primere-belorusskogo-keysa-dekabr-2019-goda-struktura-kanaly-smysly-tehnologii
7. Косоруков А.А., Осипов В. С. Механизмы социально-политической мобилизации молодежи на примере российских, белорусских и китайских телеграмм-каналов. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-sotsialno-politicheskoy-mobilizatsii-molodezhi-na-primere-rossiyskih-belorusskih-i-kitayskihtelegram-kanalov
8. Лебон Г. Психология масс и народов. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. Реферативный журнал. 1995;(2):166–189.
9. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство;1991.
10. Серио П. Как читают тексты во Франции. М.: Прогресс; 1999.
Рецензия
Для цитирования:
Тюков Н.А., Никулин Е.Р., Шаповалов В.Л. Сетевая аудитория политической повестки в Республике Беларусь в 2020–2021 годах: цифровой портрет, мотивации и модели поведения. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022;12(2):97-108. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-2-97-108
For citation:
Tyukov N.A., Nikulin E.R., Shapovalov V.L. Network audience of protest agenda in the Republic of Belarus in 2020–2021: digital portrait, motivation, and behavioural models. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2022;12(2):97-108. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-2-97-108