Социальный механизм функционирования института аспирантуры в современной России
https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-1-153-160
Аннотация
Целью работы является исследование института аспирантуры как комплексного социального явления. В работе рассматриваются все 5 элементов социального механизма функционирования института аспирантуры. Таким образом автор делает попытку комплексного анализа поведения акторов на основе социокультурного базиса и нормативно-правовой базы. В управленческом блоке приводится анализ основных функций Высшей аттестационный комиссии и определяется ее роль в функционировании института аспирантуры. В статусном блоке приводится трехуровневая модель включенности в институт аспирантуры различных групп обучающихся, научно-педагогических кадров и работников университета. На уровне восприятия аспирантуры определяется ее роль в формировании кадров для рынка труда. На уровне восприятия профессиональной деятельности акцент делается на престижность и экономическое благосостояние. На уровне же восприятия ученой степени в обществе рассматриваются социальные риски для обладателя ученой степени за счет сформировавшихся в обществе стереотипов. В поведенческом блоке приводится комплексный анализ деятельности всех групп акторов на трех основных этапах института аспирантуры для соискателей: образовательном, индивидуальном (план) и диссертацинном. В пятом блоке (последствия) идет рассмотрение итогов реформы института аспирантуры 2013 г.
Об авторе
И. А. ВладимировРоссия
Иван Андреевич Владимиров - студент 2-го курса магистратуры факультета социальных наук и массовых коммуникаций
Москва
Список литературы
1. Сенченко Е. В. Анализ основных показателей системы подготовки кадров высшей квалификации (аспирантуры) в России. Проблемы и перспективы развития образования в России. 2015:(32):189–197.
2. Бедный Б. И. Новая модель аспирантуры: pro et contra. Высшее образование в России. 2017;(4):5–16.
3. Бедный Б. И. Государственный экзамен как способ оценки преподавательских компетенций выпускников аспирантуры. Высшее образование в России. 2019;(5):52–62.
4. Марголин А. М. Пути повышения эффективности подготовки аспирантов. Высшее образование в России. 2018;(12):9–19.
5. Шабанова М. А. О вкладе Т. И. Заславской в познание посткоммунистических трансформаций: социальные механизмы и проблема актора. Социология: Теория, методы, маркетинг. 2014;(1):30–47.
6. Губа К., Соколов М., Соколова Н. Реформа диссертационной индустрии в России. ННС-О (1). СПб.: ЦИАНО ЕУСПб; 2019. 24 с.
7. Беков С. К. Кому в аспирантуре жить хорошо: связь трудовой занятости аспирантов с процессом и результатами обучения. Вопросы образования. 2019;(1):87–108.
8. Зерчанинова Т. Е. Роль научного руководителя в научно-образовательной деятельности аспиранта. Научный результат. Социология и управление. 2020;(2):145–158.
9. Шестак В. П. Аспирантура как третий уровень высшего образования: дискурсивное поле. Высшее образование в России. 2015;(12):22–34.
10. Бедный Б. И. К вопросу о цели аспирантской подготовки (диссертация vs квалификация). Высшее образование в России. 2016;(3):44–52.
11. Губа К. С. Динамика диссертационной индустрии в России: 2005–2015 гг. Изменил ли новый институциональный трафарет академическое поведение? Экономическая социология. 2020:(3):13–46.
Рецензия
Для цитирования:
Владимиров И.А. Социальный механизм функционирования института аспирантуры в современной России. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022;12(1):153-160. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-1-153-160
For citation:
Vladimirov I.A. The Social Mechanism of the Functioning of the Institute of Postgraduate Studies in Contemporary Russia. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2022;12(1):153-160. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-1-153-160