Preview

Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета

Расширенный поиск

Рефлексия образовательных проектов современных студентов

https://doi.org/10.26794/2226-7867-2021-11-4-117-124

Полный текст:

Аннотация

Осознание своего «Я» в образовательном проекте связано со снижением отчуждения и тревоги у обучающихся, но основа этого рефлексивного механизма остается неизвестной. Гипотезой стало предположение о том, что биографическая рефлексия является предиктором жизненных целей и осмысленности образовательных проектов обучающихся высшей школы. Выборка состояла из 250 обучающихся по гуманитарным направлениям бакалавриата, магистратуры и аспирантуры в возрасте от 17 до 35 лет. Измерены показатели биографической рефлексии, цели в жизни и качества образовательных проектов. Биографическая рефлексия оценена с помощью авторской методики «Оценка уровня развития биографической рефлексии». Жизненная цель оценена с помощью теста смысложизненных ориентаций. Качество образовательных проектов оценено через «Анализ личных проектов (PPA)» B. R. Little, адаптированный к российским условиям. Выявлено, что с возрастом снижается зависимость образовательных проектов от социальных экспектаций и повышается самостоятельность студентов. Полученные материалы повышают теоретическую обоснованность стратегий сопровождения проектной деятельности студентов.

Об авторе

М. В. Клементьева
Финансовый университет
Россия

Марина Владимировна Клементьева - доктор психологических наук, доцент, профессор Департамента психологии и развития человеческого капитала

Москва



Список литературы

1. Клементьева М. В. «Подлинное Я» как предиктор формирующейся взрослости студентов. Психологическая наука и образование. 2020;25(3):64–74. DOI: 10.17759/pse.2020250306

2. Reker G. T. Theoretical Perspective Dimensions and Measurement of Existential Meaning. In: Reker G. T., Chamberlain K., еds. Exploring Existential Meaning: Optimizing Human Development across the Life Span. Thousand Oaks, CA: Sage Publications; 2000.

3. Landberg M., Lee B., Noack P. What Alters the Experience of Emerging Adulthood? How the Experience of Emerging Adulthood Differs According to Socioeconomic Status and Critical Life Events. Emerging Adulthood. 2019;7(3):208–222. DOI: 10.1177/2167696819831793

4. Обухова Л. Ф., Шаповаленко И. В., Одинцова М. А., ред. Горизонты зрелости. Сборник научных статей. М.: ГБОУ ВПО МГППУ; 2015. 246 с.

5. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо; 2004. 1136 с.

6. Cervone D., Little B. R. Personality architecture and dynamics: The new agenda and what’s new. Personality and Individual Differences. 2019;136(16):12–23. DOI: 10.1016/j.paid.2017.07.001

7. Клементьева М. В. Клементьева М. В. Биографическая рефлексия как ресурс личностного развития взрослого человека. Тула: Изд-во ТулГУ; 2016. 518 с.

8. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл; 2000. 18 с.

9. Little B. R., Gee T. L. The methodology of personal projects analysis: four modules and a funnel. In: Little B. R., Salmela-Aro K., Phillips S. D. еds. Personal Project Pursuit: Goals, Action, and Human Flourishing. Lawrence Erlbaum Associates Publishers. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates; 2007. DOI: 10.4324/9781315089928–2

10. Рязанцева Е. Ю. Психометрические характеристики методики оценки личностных проектов. Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters). URL: http://emissia.org/offline/2019/2803.htm.


Рецензия

Для цитирования:


Клементьева М.В. Рефлексия образовательных проектов современных студентов. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021;11(4):117-124. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2021-11-4-117-124

For citation:


Klementyeva M.V. Contemporary Students’ Reflection of Educational Projects. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2021;11(4):117-124. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2021-11-4-117-124

Просмотров: 180


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-7867 (Print)