Preview

Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета

Расширенный поиск

Конфликтогенность в сфере высшего образования: факторы появления и роста

https://doi.org/10.26794/2226-7867-2021-11-4-111-116

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена проблемам конфликтогенности в сфере высшего образования, анализу факторов их появления и роста. Дается определение социальной конфликтогенности и объясняется ее отличие от конфликта. Анализируется контент современной российской научной литературы, посвященной данной проблематике, позволяющий определить наиболее значимые факторы возникновения конфликтогенности. Важнейшим фактором называются социально-политические и экономические потрясения российского общества, вызванные перестройкой, развалом СССР, сломом всех устоявшихся систем социума, многочисленные реформы образования. Отмечается высокая степень психологической напряженности педагогической среды и дискомфорта, вызванного большой степенью ответственности, возрастающими нагрузками аудиторной и научно-исследовательской работы, возложенной на преподавателей, эмоциональное выгорание преподавателей, что формирует условия высокой степени готовности к деконструктивному поведению. Констатируется поляризация ценностно-смысловых ориентиров участников образовательного процесса, коммерциализация образования, позиционирование его как услуги, увеличивающееся социальное расслоение, тенденция к нарастанию элитизации высшего образования, которые порождают не только факторы конфликтогенности, но и определяют дифференциацию спроса на образование. Делается вывод о том, что факторы конфликтогенности могут перерасти в социальные конфликты, если в ближайшей перспективе не будут разрешены накопившиеся противоречия.

Об авторе

Е. И. Замараева
Финансовый университет
Россия

Елена Ивановна Замараева - кандидат философских наук, доцент Департамента социологии, истории и философии

Москва



Список литературы

1. Перов Е. В. Теория и анализ социальной конфликтогенности общества. Вопросы безопасности. 2013;(5):67–141.

2. Агапов В. С., Белая О. П., Плугина М. П., Кулешова Л. Н. Факторы конфликтогенности современной пе- дагогической среды высшей школы. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-konfliktogennostisovremennoy-dagogicheskoy-sredy-vysshey-shkoly/viewer.

3. Гржебина Л. М. Конфликтогенность образования как социокультурный фактор трансформации современного российского общества. Дис. …канд. социол. наук. М.; 2006. 192 с.

4. Грязнова Ю. Г. Конфликтогенность межпоколенного взаимодействия в культуре современного российского общества URL: http://www.vestnik.adygnet.ru/files/2011.3/1239/gryaznova2011_3.pdf.

5. Бурлакова И. И. Эмоциональное выгорание педагога: проблемы и пути решения. Конфликтология XXI века. Пути и средства укрепления мира: материалы Третьего Санкт-Петербургского международного конгресса конфликтологов. Санкт-Петербург, 15–16 ноября 2019 г. СПб.: Фонд развития конфликтологии; 2019.

6. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер; 2005.

7. Сучилина А. А. Противоречия формирования исторического сознания современной российской молодежи. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020;10(1):95–99. DOI: 10.26794/2226–7867–2020–10–1–95–99

8. Шатилов А. Б. Поколенческие разрывы как фактор роста конфликтогенности в современном российском обществе. Власть. 2019;27(4):26–32.

9. Головин Ю. А. Социальная справедливость как конфликтогенный фактор. Конфликтология XXI века. Пути и средства укрепления мира: материалы Третьего Санкт-Петербургского международного конгресса конфликтологов. Санкт-Петербург, 15–16 ноября 2019 г. СПб.: Фонд развития конфликтологии; 2019.

10. Иванова А. О. Конфликты в студенческой среде. Конфликты в современной России: исследование и регулирование. Материалы Всерос. научн.-практ. конф. М.; 2017.

11. Ореховская Н. А. Об общей культуре первокурсника технического вуза. Высшее образование в России. 2014;(3):135–139.

12. Сенюшкина Т. А. Капитализация знаний как конфликтогенный фактор университетского образования. Конфликтология XXI века. Пути и средства укрепления мира: материалы Третьего Санкт-Петербургского международного конгресса конфликтологов. Санкт-Петербург, 15–16 ноября 2019 г. СПб.: Фонд развития конфликтологии; 2019.

13. Сунами А. Н., Павлова Е. В. Цифровизация образования: риски и конфликты. Материалы III Санкт-Петербургского конгресса конфликтологов. СПб.: Фонд развития конфликтологии; 2019.

14. Тюриков А. Г., Большунов А. Я. Информационные технологии как социальный вызов ХХI века. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2019;9(2):6–11.

15. Ясюкова Л. А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении. СПб.: ИМАТОН; 2005.

16. Ясюкова Л. А., Белавина О. В. Социальный интеллект детей и подростков. М.: Изд-во «Институт психологии РАН»; 2017. 181 с.

17. Максимова О. И. О некоторых аспектах эмоционального интеллекта и его использования в вузе. Гумани- тарные науки. Вестник Финансового университета. 2021;11(2):114–119. DOI: 10.26794/2226–7867–2021–11–2–114–119

18. Кучма В. Р., Седова А. С., Степанова М. И., Рапопорт И. К., Поленова М. А., Соколова С. Б., Александрова И. Э., Чубаровский В. В. Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID‑19). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья 2020;(2):4–24.


Рецензия

Для цитирования:


Замараева Е.И. Конфликтогенность в сфере высшего образования: факторы появления и роста. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021;11(4):111-116. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2021-11-4-111-116

For citation:


Zamaraeva E.I. Conflict Potential in Higher Education: Factors of Emergence and Growth. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2021;11(4):111-116. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2021-11-4-111-116

Просмотров: 149


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-7867 (Print)