Аннотация
Предметом исследования являются социально-экономические риски пользователей каршеринга в московском мегаполисе. Каршеринг рассматривается как один из новых видов экономики совместного потребления (sharing economy), актуализированной в современных условиях как информационными технологиями, так и постмодернистскими ценностями людей. В настоящее время каршеринг развивается в российской столице достаточно быстрыми темпами, что делает особенно актуальным изучение его различных аспектов. Проблемная ситуация исследования отражает реально сложившееся противоречие в обществе, когда, с одной стороны, расширяется объем разнообразных современных платных услуг, включая каршеринг, а с другой стороны, растут связанные с этими услугами риски населения. Целью исследования стало выявление социально-экономических рисков каршеринга в оценках как реальных, так и потенциальных пользователей этого сервиса. Основной метод эмпирического социологического исследования, проведенного в апреле-мае 2019 г., — глубинные интервью с реальными и потенциальными клиентами каршеринговых компаний в Москве. Исследование показало, что как реальные, так и потенциальные пользователи каршеринга испытывают определенные опасения относительно технического состояния арендованной машины, возможных дорожно-транспортных происшествий, страховки, денежных потерь, связанных с выставлением счетов, чистоты салона автомобиля и др. В то же время было выяснено, что сам факт совместного пользования автомобилями заставляет клиентов каршеринга более ответственно относиться к такому имуществу. Проведенное исследование позволило сделать вывод, что развитие каршеринга в московском мегаполисе сдерживается в основном факторами субъективного порядка, связанными с менталитетом россиян (опасения, фобии), а также таким фактором, как достаточно низкий уровень межличностного доверия и доверия социальным институтам. Полученные результаты коррелируют с выводами, сделанными другими учеными, и позволяют наметить направления дальнейших исследований данной проблемы.