Preview

Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета

Расширенный поиск

Социально-экономические риски пользователей каршеринга в московском мегаполисе

https://doi.org/10.26794/2226-7867-2020-10-1-38-45

Полный текст:

Аннотация

Предметом исследования являются социально-экономические риски пользователей каршеринга в московском мегаполисе. Каршеринг рассматривается как один из новых видов экономики совместного потребления (sharing economy), актуализированной в современных условиях как информационными технологиями, так и постмодернистскими ценностями людей. В настоящее время каршеринг развивается в российской столице достаточно быстрыми темпами, что делает особенно актуальным изучение его различных аспектов. Проблемная ситуация исследования отражает реально сложившееся противоречие в обществе, когда, с одной стороны, расширяется объем разнообразных современных платных услуг, включая каршеринг, а с другой стороны, растут связанные с этими услугами риски населения. Целью исследования стало выявление социально-экономических рисков каршеринга в оценках как реальных, так и потенциальных пользователей этого сервиса. Основной метод эмпирического социологического исследования, проведенного в апреле-мае 2019 г., — глубинные интервью с реальными и потенциальными клиентами каршеринговых компаний в Москве. Исследование показало, что как реальные, так и потенциальные пользователи каршеринга испытывают определенные опасения относительно технического состояния арендованной машины, возможных дорожно-транспортных происшествий, страховки, денежных потерь, связанных с выставлением счетов, чистоты салона автомобиля и др. В то же время было выяснено, что сам факт совместного пользования автомобилями заставляет клиентов каршеринга более ответственно относиться к такому имуществу. Проведенное исследование позволило сделать вывод, что развитие каршеринга в московском мегаполисе сдерживается в основном факторами субъективного порядка, связанными с менталитетом россиян (опасения, фобии), а также таким фактором, как достаточно низкий уровень межличностного доверия и доверия социальным институтам. Полученные результаты коррелируют с выводами, сделанными другими учеными, и позволяют наметить направления дальнейших исследований данной проблемы.

Об авторах

Л. А. Брушкова
Финансовый университет
Россия

Людмила Алексеевна Брушкова — кандидат социологических наук, доцент Департамента социологии, истории и философии

Москва



К. В. Кузнецов
Финансовый университет
Россия

Кирилл Валериевич Кузнецов — студент 4-го курса бакалавриата факультета социологии и политологии

Москва



Список литературы

1. Урри Дж. Мобильности. М.: Праксис; 2012. 576 с.

2. Бегиашвили А. Московский каршеринг стал мировым лидером по автопарку. URL: https://truesharing.ru/tp/19274/.

3. Сизова А. Сколько проехали на автомобилях московского каршеринга за полгода. URL: https://truesharing.ru/news/20288/.

4. Малышев О. Завтрашний день автомобильной отрасли. URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/autotechrussian.pdf.

5. Святохина М. Е. Институционализация социальной ответственности потребителей (на примере пользования сервисами каршеринга в Москве). URL: https://www.hse.ru/edu/vkr/219583245.


Для цитирования:


Брушкова Л.А., Кузнецов К.В. Социально-экономические риски пользователей каршеринга в московском мегаполисе. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020;10(1):38-45. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2020-10-1-38-45

For citation:


Bruskova L.A., Kuznetsov K.V. Socio-Economic Risks of Carsharing Customers in the Moscow Megalopolis. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2020;10(1):38-45. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2020-10-1-38-45

Просмотров: 70


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-7867 (Print)