Конструирование и эффективность институтов финансовой грамотности
https://doi.org/10.26794/2226-7867-2019-9-4-100-105
Аннотация
В статье обсуждается конструирование института финансовой грамотности как социальной игры со специфической социально-смысловой системой. Обосновывается тезис, что показателем эффективности института является охват и качество (уровень) вовлечения в игру целевых групп в статусе игроков, вводится пирамида уровней (качества) вовлеченности целевых групп. Отстаивается тезис, что институты имеют характер социальных игр, анализируются институты как игры, вводится понятие «больших игр», в которых осуществляется производство и воспроизводство элит, обсуждаются вопросы социального конструирования институтов как игр, намечаются контуры социальной игры в «финансовую грамотность», артикулируется значение процессов легитимации игр/институтов. Высказанные тезисы побуждают критически оценить реализацию проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
Об авторах
А. Я. БольшуновРоссия
Большунов Андрей Яковлевич, канд. психол. наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра социальной экспертизы и развития
А. Г. Тюриков
Россия
Тюриков Александр Георгиевич, д-р социол. наук, профессор, руководитель Департамента социологии, философии и истории
Список литературы
1. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала»; 1997. 180 с.
2. Кузнецов О. В., Иванов А. В., Шевалкин И. С., Воровский Н. В. Развитие институциональной базы по реализации программ финансовой грамотности взрослого населения России. Управленческие науки. 2017;(2):70–77.
3. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха; 2011. 416 с.
4. Бурдье П. Поле литературы. URL: http://bourdieu.name/content/pole-literatury.
5. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. М.: Институт экспериментальной социологии. СПб.: Алетейя; 2005. 576 с.
6. Бурдье П. Социология социального пространства. М.: Институт экспериментальной социологии. СПб.: Але- тейя; 2007. 288 с.
7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Пер. с англ. Sweden: Philosophical arkiv; 2016. 164.
8. Элиас Н. Понятие фигурации. Журнал социологии и социальной антропологии. 2000;3(3):62–65.
9. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум; 1995. 323 с.
10. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Смысл, Эксмо; 2004. 512 с.
11. Бурдье П. Практический смысл. СПб.: Алетейя; 2001. 562 с.
12. Делез Ж. Эмпиризм и субъективность: опыт человеческой природы по Юму (и др. работы). М.: ПЭР СЭ; 2001. 480 с.
Рецензия
Для цитирования:
Большунов А.Я., Тюриков А.Г. Конструирование и эффективность институтов финансовой грамотности. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2019;9(4):100-105. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2019-9-4-100-105
For citation:
Bolshunov A.Ya., Tyurikov A.G. Designing and Effectiveness of Financial Literacy Institutions. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2019;9(4):100-105. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2019-9-4-100-105