Эволюция стратегий и новое лицо Китая в мировой торговле
https://doi.org/10.26794/2226-7867-2025-15-6-46-54
Аннотация
Статья посвящена исследованию эволюции стратегий внешней торговли Китая и особенностям формирования его нового лица в мировой экономике. В центре внимания находится анализ исторического пути страны от периода упадка XIX — первой половины XX в., связанного с неравноправными договорами и потерей торгового суверенитета, до современного этапа, когда Китай стал крупнейшей торговой державой мира. На основе теории жизненных циклов национального развития выделены пять ключевых этапов развития внешней торговли: упадок, подготовительный рост, быстрый рост, процветание и переход к качественному развитию. Автор показывает, что трансформация Китая во внешней торговле была обусловлена целым рядом факторов: индустриализацией и формированием собственной производственной базы; институциональными реформами периода «реформ и открытости»; вступлением в ВТО и последующим стремительным ростом объемов экспорта и импорта; а также стратегией цифровизации, экологизации и диверсификации торговых связей. Особое внимание уделяется влиянию геополитических вызовов и технологических прорывов, в том числе искусственного интеллекта, квантовых вычислений и «новой тройки» экспорта (электромобили, литиевые батареи, фотоэлектрические системы). Статья указывает, что, несмотря на рост протекционизма, реструктуризацию мировых правил торговли и кризисы глобальной логистики, Китай сумел продемонстрировать устойчивость и способность к адаптации. Этому способствуют комплексная производственная система, огромный внутренний рынок, активное развитие инициативы «Один пояс, один путь» и диверсификация торговых направлений. Особую роль играет переход от количественных показателей к качественному росту, что проявляется в увеличении доли высокотехнологичной продукции и услуг в экспортной корзине страны. Сделан вывод о том, что современный Китай не только следует глобальным трендам, но и активно участвует в формировании новых правил мировой торговли, усиливая свое влияние через качественное развитие внешнеэкономической деятельности. Работа актуальна в условиях глобальной нестабильности и технологической революции, так как опыт Китая может служить моделью для других стран, стремящихся укрепить свои позиции в мировой торговой системе.
Ключевые слова
Об авторах
Шэнь ДаньРоссия
Шэнь Дань — аспирант, факультет «Международные отношения»
Москва
Н. В. Михайлова
Россия
Наталья Вячеславовна Михайлова — доктор политических наук, профессор кафедры публичной политики и истории государства и права
Москва
Список литературы
1. Keller W., Li B., Shiue Carol H. Shanghai’s trade, China’s growth: Continuity, recovery, and change since the Opium War1. IMF Economic Review. 2012;61(2):1–55. 2012. DOI: 10.1057/imfer.2013.10
2. Pedersen М. China and the Opium Wars: Brewing the Perfect Cup of Humiliation. 2019. 22 p. URL: https://www.researchgate.net/publication/334278302_China_and_the_Opium_Wars_Brewing_the_Perfect_Cup_of_Humiliation
3. Waung W. The Opium Question in China 1860–1887. 1978. 448 p. DOI: 10.25501/SOAS.00033669
4. Zhiyuan Cui. China’s export growth, 1978–2002. China: An International Journal. 2003;1(2):339–349. DOI: 10.1353/CHN.2005.0035
5. Портяков В. Я. Внешнеэкономические связи Китайской народной Республики. Вестник РАН. 2020;90(11):1048–1057. DOI: 10.31857/S0869587320110079
6. Лобанова Т.Н. Китайский фактор в конструировании нового мирового порядка в XXI веке: возвышение Китая и возможные геополитические последствия. Международные отношения. 2017;2:32–47. DOI: 10.7256/2454–0641.2017.2.19282
7. 胡 鞍钢. 十四五”蓝图绘就,贵州未来可期—访著名经济学家、清华大学国情研究院院长胡鞍钢. 贵州日报. 2021;21:48–50. Ху Аньган. План на 14-ю пятилетку составлен, будущее Гуйчжоу выглядит перспективным. Гуйчжоу жибао. 2021;21:48–50.
8. Карлоусов В.В. Глобализация и структурные сдвиги во внешней торговле Китая. Мировое и национальное хозяйство. 2024;4(68):42–64. URL: https://mirec.mgimo.ru/2024/2024–04/china-foreign-trade-globalizationand-structural-shifts
9. Feng S., Gu R. A Study on Foreign Trade Strategies from the Perspective of China’s Economic Transformation and Upgrading. Proceedings of Business and Economic Studies. 2022;5(4):73–78. DOI: 10.26689/pbes.v5i4.4306
10. Ши Чжичао. Сравнительный анализ интенсивности внешней торговли Китая со странами «Большой семерки» и АСЕАН. Журнал международного права и международных отношений. 2023;1(104):73–78. DOI: 10.33581/2072-0513-2023-1-73-78
11. Мукхопадхьяй А. Электронная торговля и локализация данных: позиция развивающихся стран. Вестник международных организаций. 2020;15(3):153–175. DOI: 10.17323/1996-7845-2020-03-06
Рецензия
Для цитирования:
Дань Ш., Михайлова Н.В. Эволюция стратегий и новое лицо Китая в мировой торговле. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2025;15(6):46-54. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2025-15-6-46-54
For citation:
Dan Sh., Mikhailova N.V. The Evolution of Strategies and the New Face of China in Global Trade. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2025;15(6):46-54. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2025-15-6-46-54























