Preview

Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета

Расширенный поиск

Историческая эволюция и пространственная реконструкция евразийского транспортного коридора: на примере Шелкового пути

https://doi.org/10.26794/2226-7867-2025-15-4-131-138

Аннотация

Цель данного исследования заключается в доказательстве, что технологические изменения трансформируют геоэкономический порядок и властные отношения на территории Евразии, в частности на пространстве Нового Шелкового пути. В данной статье анализируется эволюция пространственно-временной структуры власти евразийского транспортного коридора под влиянием технологических изменений. Авторами рассматриваются технологические особенности, пространственные характеристики и логика власти Шелкового пути в трех различных исторических фазах: Древнего Шелкового пути, индустриальной железнодорожной колонизации евразийского пространства и проекта «Цифровой Шелковый путь». Отмечается роль транспортных технологий в реконфигурации геопространственного, геополитического и экономического порядка в разные периоды. Описывается историческая эволюция геополитических и геоэкономических факторов влияния на пространстве Евразии от древности до настоящего времени. Анализируя современное состояние рассматриваемого пространства, авторы отмечают преимущества развития и внедрения современных цифровых технологий. Исследование показывает взаимосвязанность технологической эволюции как долгосрочного фактора, с одной стороны, и логики пространства и властных отношений —  с другой. Подчеркивается роль транспортных и цифровых технологий в формировании как логики логистики и транспортировки на пространстве, так и геополитического и геоэкономического распределения сил на данном пространстве. Отмечается одно из ключевых последствий и результатов цифровизации —  большие политические и экономические дивиденды от владения информацией и данными, нежели территорией. Указывается на современные проблемы политико-цифрового порядка, как, например, на вопрос «суверенитета данных». В заключении отмечается роль проекта «Один пояс, один путь» (ОПОП) в дальнейшей трансформации пространства Большой Евразии. Демонстрируются факторы взаимосвязанности изменений на краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. Сформулированы рекомендации относительно дальнейшего развития транспортно-логистических проблем Евразийского пространства.

Об авторах

Сяохань Сюе
Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы
Россия

Сяохань Сюе —  aспирант кафедры публичной политики и истории государства и права,

Москва.



С. И. Попов
Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы
Россия

Сергей Иванович Попов —  кандидат политических наук, доцент кафедры публичной политики и истории государства и права юридического института,

Москва.



Список литературы

1. Бродель Фернан. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв: в 3 т. Т. 1: Структуры повседневности: возможное и невозможное. Москва: Прогресс; 1986. 623 с.

2. Юань Хунцзюнь. Общеисторическое сознание Ф. Броделя: переосмысление «длительного времени». Исследования по зарубежным проблемам. 2021,(04):65–72+117. DOI: 10.16225/j.cnki.wgwtyj.2021.04.008.

3. Тимофеев А. А. Роль Транссиба в мобилизации ресурсов России для ведения мировых войн. Вестник Южно-Уральского государственного универститета. Серия: социально-гуманитарные науки. 2016;16(1):41–47. DOI: 10.14529/ssh160108


Рецензия

Для цитирования:


Сюе С., Попов С.И. Историческая эволюция и пространственная реконструкция евразийского транспортного коридора: на примере Шелкового пути. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2025;15(4):131-138. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2025-15-4-131-138

For citation:


Xue X., Popov S.I. Historical Evolution and Spatial Reconstruction of the Eurasian Transport Corridor: The Example of the Silk Road. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2025;15(4):131-138. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2025-15-4-131-138

Просмотров: 8


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-7867 (Print)
ISSN 2619-1482 (Online)