Историческая эволюция и пространственная реконструкция евразийского транспортного коридора: на примере Шелкового пути
https://doi.org/10.26794/2226-7867-2025-15-4-131-138
Аннотация
Цель данного исследования заключается в доказательстве, что технологические изменения трансформируют геоэкономический порядок и властные отношения на территории Евразии, в частности на пространстве Нового Шелкового пути. В данной статье анализируется эволюция пространственно-временной структуры власти евразийского транспортного коридора под влиянием технологических изменений. Авторами рассматриваются технологические особенности, пространственные характеристики и логика власти Шелкового пути в трех различных исторических фазах: Древнего Шелкового пути, индустриальной железнодорожной колонизации евразийского пространства и проекта «Цифровой Шелковый путь». Отмечается роль транспортных технологий в реконфигурации геопространственного, геополитического и экономического порядка в разные периоды. Описывается историческая эволюция геополитических и геоэкономических факторов влияния на пространстве Евразии от древности до настоящего времени. Анализируя современное состояние рассматриваемого пространства, авторы отмечают преимущества развития и внедрения современных цифровых технологий. Исследование показывает взаимосвязанность технологической эволюции как долгосрочного фактора, с одной стороны, и логики пространства и властных отношений — с другой. Подчеркивается роль транспортных и цифровых технологий в формировании как логики логистики и транспортировки на пространстве, так и геополитического и геоэкономического распределения сил на данном пространстве. Отмечается одно из ключевых последствий и результатов цифровизации — большие политические и экономические дивиденды от владения информацией и данными, нежели территорией. Указывается на современные проблемы политико-цифрового порядка, как, например, на вопрос «суверенитета данных». В заключении отмечается роль проекта «Один пояс, один путь» (ОПОП) в дальнейшей трансформации пространства Большой Евразии. Демонстрируются факторы взаимосвязанности изменений на краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. Сформулированы рекомендации относительно дальнейшего развития транспортно-логистических проблем Евразийского пространства.
Об авторах
Сяохань СюеРоссия
Сяохань Сюе — aспирант кафедры публичной политики и истории государства и права,
Москва.
С. И. Попов
Россия
Сергей Иванович Попов — кандидат политических наук, доцент кафедры публичной политики и истории государства и права юридического института,
Москва.
Список литературы
1. Бродель Фернан. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв: в 3 т. Т. 1: Структуры повседневности: возможное и невозможное. Москва: Прогресс; 1986. 623 с.
2. Юань Хунцзюнь. Общеисторическое сознание Ф. Броделя: переосмысление «длительного времени». Исследования по зарубежным проблемам. 2021,(04):65–72+117. DOI: 10.16225/j.cnki.wgwtyj.2021.04.008.
3. Тимофеев А. А. Роль Транссиба в мобилизации ресурсов России для ведения мировых войн. Вестник Южно-Уральского государственного универститета. Серия: социально-гуманитарные науки. 2016;16(1):41–47. DOI: 10.14529/ssh160108
Рецензия
Для цитирования:
Сюе С., Попов С.И. Историческая эволюция и пространственная реконструкция евразийского транспортного коридора: на примере Шелкового пути. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2025;15(4):131-138. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2025-15-4-131-138
For citation:
Xue X., Popov S.I. Historical Evolution and Spatial Reconstruction of the Eurasian Transport Corridor: The Example of the Silk Road. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2025;15(4):131-138. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2025-15-4-131-138