Биосоциальная сущность человека с позиций эволюционной антропологии
https://doi.org/10.26794/2226-7867-2025-15-3-47-54
Аннотация
В статье представлен биологический подход к проблеме сущности человека и общества. В фокусе внимания оказывается противоречие между гуманитарными концепциями человека и биологическим подходом к данному вопросу. Гуманитарные концепции в рамках культурологии, философии, экономики и других наук представляют человека как существо сугубо культурное и рациональное. Игнорируются или прямо отрицаются эволюционные, биологические корни человека. Слова Декарта «Мыслю, следовательно, существую» являются лучшей иллюстрацией определения природы человека с точки зрения гуманитариев. Но исследования в области этологии, социобиологии и генетики за последние 70-80 лет вынуждают не соглашаться с гуманитарными подходами. Выводы биологов позволяют предположить, что биологическая, эволюционная природа человека продолжает оставаться основой, от которой зависит как индивидуальное поведение, так и масштабные социальные процессы. Сущность человека предопределена его эволюционной историей, которая по сути своей есть процесс стохастический и не запрограммированный заранее. Биологический, эволюционный детерминизм можно считать релевантной теорией, объясняющей и социальные процессы. С позиций современной эволюционной антропологии человек есть биосоциальное существо, которое остается в большой степени зависимым от своей природной, естественной сущности. Необходимо признать серьезную противоречивость человеческой природы, так как разум не доминирует в жизни ни индивида, ни общества в целом. В этой противоречивости и видятся причины тех вызовов, с которыми сталкивается современное человечество. Речь идет и о глобальных проблемах, таких как всеобщая милитаризация, тяготение к решению конфликтов силовыми методами, голод и массовые болезни, расслоение общества, загрязнение окружающей среды, и многом другом.
Об авторе
Г. Э. ИрицянРоссия
Гурген Эдмондович Ирицян — доктор философских наук, доцент, профессор кафедры информатики, математики и общегуманитарных наук
Новороссийск
Список литературы
1. Александров А. А. Проблема человека в философии Гегеля. Известия УрГУ. 2005;34:49–55. URL: https://elibrary.ru/kgcqrn
2. Тен В. В. Биология и философия. Почему биологи отрекаются от естественнонаучных подходов? Свободная мысль. 2020;1(1679):121–130. URL: https://elibrary.ru/pgannj
3. Дробышевский С. В. Достающее звено. Кн. 2. Люди. Москва: АСТ, Corpus; 2017. 592 с.
4. Рубаков В. А., Штерн Б. Е. Антропный принцип: «постулировать нельзя объяснить?» Земля и Вселенная. 2020;1:27–35. DOI: 10.7868/S004439482001003X
5. Кунин Е. В. Логика случая: О природе и происхождении биологической эволюции. Пер. с англ. Москва: Центрполиграф; 2014. 528 с.
6. Уилсон Э. О природе человека. Пер. с англ. Москва: Изд-во Кучково поле; 2015. 352 с.
7. Курчанов Н. А. Поведение: эволюционный подход. Санкт-Петербург: СпецЛит; 2012. 232 с.
8. Ирицян Г. Э. Конец постмодерна или его кризис? Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2016;4:63–66. URL: https://elibrary.ru/wyorkr
9. Франц де Вааль. Политика у шимпанзе. Власть и секс у приматов. Москва: Изд. дом «Высшая школа экономики»; 2016. 272 с.
10. Дольник В. Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. Санкт-Петербург: Че-Ро-на-Неве: Паритет; 2003. 320 с.
11. Воронцов Н. Н. Эволюция, видообразование, система органического мира: Избр. труды. Москва: Наука; 2005. 365с.
12. Циглер Г. Э. Душевный мир животных. Москва: Ленинград: Земля и фабрика; 1925. 59 с.
13. Лаверычева И. Г. Альтруизм и эгоизм с естественнонаучной точки зрения. Биосфера. 2016;8(3): 338–361. URL: https://elibrary.ru/wzisdx
14. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. Пер. с нем. Москва: Республика; 1998. 393 с.
15. Семенов Ю. И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). Москва: «Современные тетради»; 2003. 776 с.
16. Holden C. Genetics of Personality. Science. 1987;237:242–244. URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ358451
17. Горелова Т. Н. Биологический подход к тайне морали (в порядке дискуссии). Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Философские науки. 2009;1(1):71–86. URL: https://elibrary.ru/mideyd
18. Жуков Д. А. Биология поведения: гуморальные механизмы. Санкт-Петербург: Речь; 2007. 443 с.
19. Алишев Б. С. Мозг, сознание и свобода воли. Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012;154(6):211–223. URL: https://elibrary.ru/puuqbr
20. Свааб Д. Мы — это наш мозг: От матки до Альцгеймера. Пер с нидерл. Санкт-Петербург: Изд-во Ивана Лимбаха; 2017. 544 с.
21. Гринин Л. Е., Марков, А.В., Коротаев А. В. Макроэволюция в живой природе и в обществе. Москва: Изд-во ЛКИ. 2008; 248 с.
22. Ирицян Г. Э. Человек и общество в свете данных современной биологии. Москва: Изд-во Прометей; 2021. 188 с.
Рецензия
Для цитирования:
Ирицян Г.Э. Биосоциальная сущность человека с позиций эволюционной антропологии. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2025;15(3):47-54. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2025-15-3-47-54
For citation:
Iritsyan G.E. The Biosocial Essence of Man from the Standpoint of Evolutionary Anthropology. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2025;15(3):47-54. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2025-15-3-47-54