Гуманитарные технологии в образовании: антропологический поворот в период цифровой трансформации
https://doi.org/10.26794/2226-7867-2025-15-3-21-30
Аннотация
В статье раскрываются общие представления о содержании и функциях гуманитарных технологий в образовании, которые могут быть направлены как на применение методов развития человека, так и на внедрение способов управления его поведением. Предлагается авторская концептуализация гуманитарных технологий в образовательной сфере, выделяются ключевые характеристики данной категории на современном этапе. Исходя из обзора научных публикаций автор выделяет приемы обучения для достижения поставленной цели и техники воздействия для совершения нужных действий. Статья исследует переход гуманитарных технологий в образовании от традиционных методов к цифровым инструментам антропоцентрических практик. В статье также предлагается сравнительный анализ традиционных средств обучения и новых образовательных практик, внедряемых на основе гуманитарных технологий, преимущественно цифровой природы. Автор отмечает, что гуманитарные технологии преодолевают технократическую парадигму, формируя «экосистемы соразвития», где технологии активируют приращение человеческого потенциала. В статье предложены ключевые направления развития концепции гуманитарных технологий в сфере образования, содержащиеся в современном академическом дискурсе.
Ключевые слова
Об авторе
Р. В. ПармаРоссия
Роман Васильевич Парма — кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры политологии, факультет социальных наук и массовых коммуникаций; ведущий научный сотрудник
Москва
Список литературы
1. Парма Р. В., Сучилина А. А. Дискурс гуманитарных технологий в современных научных исследованиях: отечественный опыт и зарубежная практика. Власть. 2025;33(1):51–56. DOI: 10.24412/2071–5358–2025–1–51–56
2. Петрусевич А. А. Основы практической педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Омск: Издательство ОмГПУ; 2010. 180 с.
3. Гончаров С. А. Гуманитарные технологии в образовании и социальной сфере. Вестник Герценовского университета. 2008;5(55):9–15. URL: https://elibrary.ru/nszezt
4. Соломин В. П. Гуманитарные технологии как инновация в образовании. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011;4(106):124–127. URL: https://elibrary.ru/nweeal
5. Выготский Л. С. Психология развития человека. Москва: Смысл; Эксмо; 2005. 1136 с.
6. Митин А. Е., Филиппов С. О. Гуманитарные технологии: обоснование основных положений применения в образовании. Знание. Понимание. Умение. 2013;3:255–262. URL: https://elibrary.ru/rbovvz
7. Сорокопуд Ю. В., Клименко О. В., Хадикова Е. Н., Корсун Д. А. Применение гуманитарных технологий в высшем профессиональном образовании. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014;12:396–400. URL: https://elibrary.ru/scezaz
8. Розин В. М. О возможности построения гуманитарной технологии. Идеи и идеалы. 2017;1(31):9–22. DOI: 10.17212/2075–0862–2017–1.1–9–22
9. Кожемякин М. В. От гуманитарного знания к гуманитарной технологии. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2018;20(7):58–63. URL: https://elibrary.ru/uwivlc
10. Филиппова С. О., Митин А. Е., Соломин В. П. Гуманитарные технологии в физической культуре: пособие для преподавателей. Москва: ИНФРА-М; 2017. 258 с.
11. Нехорошева К. И. Проблема гуманитарных технологий: специфика подхода французского образования. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. 2019;1(31):14–20. URL: https://elibrary.ru/ozkdzf
12. Роботова А. С. Гуманитарность и гуманитарные технологии. Вестник Герценовского университета. 2008;5(55):15–20. URL: https://elibrary.ru/nszfad
13. Бордовский Г. А. Гуманитарный технолог: от идеи к воплощению. Вестник Герценовского университета. 2007;10(48):3–5. URL: https://elibrary.ru/nwzpdv
14. Резник Ю. М. Социальная инженерия как профессия. Известия Томского политехнического университета. 2011;318(6):124–130. URL: https://elibrary.ru/nuwhmp
15. Sloterdijk P. You must change your life. Hoboken: John Wiley & Sons; 2014. 500 p.
16. Кичерова М. Н., Трифонова И. С. Принципы экосистемного подхода: возможности для моделирования образовательной экосистемы. Science for Education Today. 2023;13(3):45–72. DOI: 10.15293/2658–6762.2303.03
17. Berry D. M., Fagerjord A. Digital humanities: Knowledge and critique in a digital age. Cambridge: Polity Books; 2017. 248 p.
18. Фуко М. Технологии себя. Логос. 2008;2(65):96–122. URL: https://elibrary.ru/tjlkcx
Рецензия
Для цитирования:
Парма Р.В. Гуманитарные технологии в образовании: антропологический поворот в период цифровой трансформации. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2025;15(3):21-30. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2025-15-3-21-30
For citation:
Parma R.V. Humanities Technologies in Education: Antropological Turn in the Period of Digital Transformation. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2025;15(3):21-30. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2025-15-3-21-30