Роль американского ленд-лиза для СССР в период великой Отечественной войны
https://doi.org/10.26794/2226-7867-2025-15-2-140-148
Аннотация
Статья рассматривает американский ленд-лиз периода Второй мировой войны как инструмент обеспечения национальных, экономических, геополитических, военно-стратегических интересов США . Также ленд-лиз трактуется как программа военно-стратегических поставок в СССР на условиях кредитов, займов, аренды, оплаты валютными и золотыми резервами государства, обратными поставками в США, предоставлением услуг и информации . Советский Союз — крупнейший бенефициар США . В этой связи дана оценка роли программы ленд-лиза в Победе СССР над гитлеровской Германией . Изучены маршруты доставки ленд-лизовских грузов на территорию СССР с точки зрения логистических схем поставок; инфраструктурной и экономической обеспеченности; безопасности; военно-стратегического значения; видов доставки, объемов и структуры грузов . По объему и военно-стратегическому значению ленд-лизовских грузоперевозок в СССР наиболее эффективным в 1942–1945 гг . были Дальневосточный морской маршрут и авиационная трасса АЛСИБ . Значительный вклад в обеспечение тыла и фронта внес Петропавловск-Камчатский морской порт . Документальные источники фондов Государственного архива Камчатской области позволили исследовать модернизацию Петропавловск-Камчатского порта в рамках программы ленд-лиза . Выявлена и систематизирована структура транзита грузов из США в г . Петропавловск-Камчатский . Для исследования системы авиационной цепи камчатских военных аэродромов изучены документы Государственного архива Камчатской области (ГАКО), 865 истребительного полка, дислоцировавшегося в военный период на Камчатском полуострове и осуществлявшего перегоны американской воздушной техники на территорию нашей страны . Поставлен вопрос о существенной роли советского союза в послевоенном восстановлении и развитии стран народной демократии и его роли и вкладе в выплатах обязательств по ленд-лизу.
Ключевые слова
Об авторе
М. Л. ГаласРоссия
Галас Марина Леонидовна — доктор исторических наук, доцент кафедры массовых коммуникаций, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; член Совета Управления Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан.
Москва
Список литературы
1. Зимонин В. П. Северные морские конвои в сравнении с другими маршрутами ленд-лиза. Северные конвои: исследования, воспоминания, документы. Сборник. Москва: Андреевский флаг; 2000. 364 с.
2. Супрун М.Н. Ленд-лиз и северные конвои. Северные конвои: исследования, воспоминания, документы. Сборник. Москва: Андреевский флаг; 2000. 364 с.
3. Красноженова Е. Е. Трансиранский транспортный маршрут в период Великой Отечественной войны (1941–1945). Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2017;8(3):27–36. DOI: 10.18721/JHSS.8303
4. Сборник торговых договоров и соглашений по торгово-экономическому сотрудничеству СССР с иностранными государствами (на 1 января 1977 г.). М.: Экономика; 1977. 435 с.
5. Галас М. Л. Дальневосточное направление ленд-лиза в период Великой Отечественной войны: Камчатка в организации транзита грузов. Вопросы истории. 2021;6–1:4–18. URL: https://www.elibrary.ru/ylpbfg
6. Виноградов А. Н. Краткая записка об истории строительства порта в Петропавловске-Камчатском в 1942–1945 гг. Краеведческие записки. Вып. 9. Петропавловск-Камчатский. 1995; 166 с.
7. Кириленко Г.В. Экономическое противоборство сторон. От поражений к Великой Победе. М.: Подольская фабрика офсетной печати; 2011:238.
8. Long E. Cobras over the Tundra. Washington: Arktika Pub; 1992. 239 р.
9. Reynolds Ed.D., Kimball W.F., Choubarian A. O. Allies at war: The Soviet, American and British experience, 1939–1945. New York:1994. 456 p.
10. Джонс Р. Х. Ленд-лиз. Дороги в Россию. Военные поставки США в СССР во Второй мировой войне, 1941–1945. Москва: Центрполиграф; 2015. 349 с.
11. Kimball W.F. The Most Unsordid Act: Lend-Lease. 1939–1941. Baltimore; 1969. 292 р. URL: https://archive.org/details/mostunsordidactl00kimb7. Кириленко Г.В. Экономическое противоборство сторон. От поражений к Великой Победе. М.: Подольская фабрика офсетной печати; 2011:238.
12. Maps, tables, appendixes, bibliography, notes and index. Journal of American History. 1971;58(3):802–803.
13. Королев Е. Летопись логистики: авиационная составляющая ленд-лиза. Логистика. 2020;6(163):44–47.
14. Куманев Г.А. Говорят сталинские наркомы. Смоленск: Русич; 2005:70.
15. Лебедев И. П. Еще раз о ленд-лизе. США: Экономика. Политика. Идеология. 1990;1:71–75.
16. Советско-американские отношения во время Великой Отечественной войны 1941–1945. Т. 1. Москва: Политиздат; 1984. 510 с.
17. Twenty-fifth report to Congress on lend-lease operations. United States. President Full view. Lend-lease Fiscal operations. March 11, 1941 — June 30, 1947. 252 p.
18. Херринг Дж. Экономическая помощь в ялтинский период. Ялта. 1945 год: проблемы войны и мира. Москва: РАН, Институт военной истории МО РФ; 1992. 560 с.
19. Орехов А. М. Очерки истории экономических отношений СССР и ПНР (1944–1957 гг.). Москва: Индрик; 2017. 272 с.
20. Польша в XX в. Очерки политической истории. Москва: Индрик; 2012. 952 с.
21. Акопьянц A.С. Маршруты поставок по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны. Вопросы новой экономики. 2020;3–4(55–56):79–86. URL: https://www.elibrary.ru/pkjtsb (In Russ.).
22. Линец С.И., Линец А.С., Илясова А.А Трансиранский маршрут ленд-лиза в период Великой Отечественной войны: создание, функционирование, итоги деятельности. Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2023;2(299):119–124. DOI: 10.47438/2309-7078_2023_2_119
23. Быстрова И.В. Ленд-лиз для СССР: экономика, техника, люди (1941–1945 гг.). М.: Издательство «Кучково поле»;2019. 480 с.
Рецензия
Для цитирования:
Галас М.Л. Роль американского ленд-лиза для СССР в период великой Отечественной войны. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2025;15(2):140-148. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2025-15-2-140-148
For citation:
Galas M.L. The Role of American Lend-Lease for the USSR During the Great Patriotic War. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2025;15(2):140-148. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2025-15-2-140-148