Preview

Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета

Расширенный поиск

Профессия, карьера, призвание: взгляд через призму становления идентичности студентов

https://doi.org/10.26794/2226-7867-2025-15-2-16-23

Аннотация

В технологически развитом мире становление профессиональной идентичности и планирование карьеры — задачи, решаемые во время учебы в вузе . Предыдущие исследования установили, что неадаптивные процессы формирования профессиональной идентичности и планирования будущей карьеры в студенческом возрасте побуждают учащихся покинуть университет, но мало известно об индикаторах карьерного призвания, ассоциированных с профессиональной идентичностью и смыслами профессиональной жизни среди студентов . Цель настоящей работы — оценка дискриминантной валидности адаптированной шкалы оценки профессиональной идентичности (U-MICS) по отношению к индикаторам карьерного призвания и осмысленности профессиональной жизни на выборке российского студенчества (n = 102) . Опросный метод позволил измерить показатели профессиональной идентичности (поиск, принятие и переосмысление), смысложизненных ориентаций в профессиональной деятельности (цель, процесс, результат, локус контроля) и карьерного призвания (карьерная идентичность, барьеры развития карьеры и потребности в информации). Для обработки и анализа данных использована статистика t-критерия стьюдента и r-критерия Пирсона . В результате исследования доказано, что различия в показателях профессиональной идентичности, связанные с направлением учебно-профессиональной деятельности и статусом профессиональной идентичности, выражены и обоснованы: достижение профессиональной идентичности соотносится с возможной карьерой на основе рефлексивного анализа барьеров карьерного развития и осмысленностью профессиональной деятельности среди студентов, характеризует адаптивный путь профессионального развития . Напротив, кризисный путь профессионального развития сопряжен с пересмотром профессиональной идентичности (мораторием идентичности), наивностью в оценке возможностей карьерного роста, руминацией о призвании, прекарностью . Подход, основанный на понимании, как профессиональная идентичность связана с представлениями студентов о будущей карьере, является актуальным при разработке программ профессионального образования . Материалы исследования, демонстрирующие дискриминантную валидность методики U-MICS, могут быть использованы в межкультурных сравнениях особенностей развития личности среди студентов .

Об авторах

М. В. Клементьева
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия

Клементьева Марина Владимировна — доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и развития человеческого капитала, главный научный сотрудник Института гуманитарных технологий и социального инжиниринга.

Москва



В. А. Родонич
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия

Родонич Вячеслав Алексеевич — психолог, стажер-исследователь Института гуманитарных технологий и социального инжиниринга.

Москва



Список литературы

1. Карабанова О.А., Молчанов С.В. Статус профессиональной идентичности как фактор психологической адаптации личности в юношеском возрасте. Национальный психологический журнал. 2022;4:19-28. DOI: 10.11621/npj.2022.0403

2. Crocetti E., De Lise F., Pagano M., Bobba B., Maratia F., Meeus W. et al. What’s your vocation? A meta-analysis of interventions tackling youth educational and professional identity. Identity: An International Journal of Theory and Research. 2024; Sept 15. DOI: 10.1080/15283488.2024.2394861

3. Mancini T., Caricati L., Panari C., Tonarelli A. Personal and social aspects of professional identity: An extension of Marcia’s identity status model applied to a sample of university students. Journal of Vocational Behavior. 2015;89:140-150. DOI: 10.1016/j.jvb.2015.06.002

4. Родыгина У.С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов. Психологическая наука и образование. 2007;12(4):39-51. URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2007_n4/Rodygina

5. Crocetti E., Avanzi L., Hawk S.T., Fraccaroli F., Meeus W. Personal and social facets of job identity: A person-centered approach. Journal of Business and Psychology. 2014; 29:281-300. DOI: 10.1007/s10869-013-9313-x

6. Клементьева М.В. Идентичность: виртуальная или реальная? Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023;13(5):141-146. DOI: 10.26794/2226-7867-2023-13-5-141-146

7. Дёмин А.Н., Седых А.Б., Седых Б.Р. Стандартизация методики измерения карьерного самоопределения. Российский психологический журнал. 2017;14(2):151-170. DOI: 10.21702/rpj.2017.2.9

8. Осин Е.Н., Кошелева Н.В. Тест смысложизненных ориентаций: новые данные о структуре и валидности. Вопросы психологии. 2020;66(6):150-163. URL: https://www.researchgate.net/publication/355645454_TEST_SMYSLOZIZNENNYH_ORIENTACIJ_NOVYE_DANNYE_O_STRUKTURE_I_VALIDNOSTI

9. Holland J.L., Johnston J.A., Asama, N.F. The vocational identity scale: A diagnostic and treatment tool. Journal of Career Assessment. 1993;1(1):1-12. DOI: 10.1177/106907279300100102


Рецензия

Для цитирования:


Клементьева М.В., Родонич В.А. Профессия, карьера, призвание: взгляд через призму становления идентичности студентов. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2025;15(2):16-23. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2025-15-2-16-23

For citation:


Klementyeva M.V., Rodonich V.A. Profession & Career & Vocation: A View Through the Prism of Identity Development Among Students. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2025;15(2):16-23. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2025-15-2-16-23

Просмотров: 26


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-7867 (Print)
ISSN 2619-1482 (Online)