Preview

Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета

Расширенный поиск

Развитие общественных пространств как объектов туристского притяжения

https://doi.org/10.26794/2226-7867-2025-15-1-124-132

Аннотация

В статье рассматривается специфика развития общественных пространств современных городов как объектов туристского притяжения, анализируются ключевые проблемы и перспективы наращивания их потенциала. Роль общественных пространств в развитии внутреннего туризма определяется совокупностью факторов мотивации социальных субъектов при выборе туристских маршрутов прежде всего в контексте культурно-познавательного и событийного туризма. Наряду с когнитивно-рациональными факторами особую значимость представляет эмоционально-личностная мотивация туриста (потребность в сенсорном опыте, эмоциях, впечатлениях, визуальной привлекательности места). Результаты проведенных исследований позволили сделать вывод о наличии ряда дисфункций в развитии общественных пространств современных городов, их недостаточной визуальной и функциональной привлекательности для потенциального туриста. Дефициты финансовых средств в местных бюджетах не позволяют в полной мере поддерживать высокий уровень благоустройства общественных пространств прежде всего в малых городах. Каждый пятый опрошенный респондент в ходе исследования отметил недостаточность мест для проведения досуга. Одной из современных проблем функционирования общественных пространств становится их «переход» из публичных городских территорий в коммерциализированную зону торгово-развлекательных центров. В статье выделяются функции общественных пространств: интеграционная, коммуникационная, досуговая, социокультурная (создание условий реализации культурно-духовных интересов личности, поддержание разнообразия в городской среде), имиджевая (формирование территориального бренда и имиджа). Сделан вывод о необходимости фокусировки усилий местных органов власти на развитии общественных пространств как объектов туристского притяжения, повышении их визуальной привлекательности, аутентичности, своеобразия, активизации событийной повестки.

Об авторах

Е. В. Фролова
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия

Елена Викторовна Фролова — доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии

Москва



А. А. Калинкин
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия

Анатолий Анатольевич Калинкин — студент кафедры социологии

Москва



Список литературы

1. Теличенко В. И., Миронова Ю. А. Модернизация общественных пространств. Инновации и инвестиции. 2021;(11):164–167. URL: https://elibrary.ru/lqdvog

2. Капков С. А. Эволюция общественных городских пространств. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Философские науки. 2020;1(33):77–84. DOI: 10.25688/2078–9238.2020.33.1.11

3. Устинова М. Д. Молодежь в общественных пространствах города. Сибирские исторические исследования. 2023;1:245–249. DOI: 10.17223/2312461Х/39/12

4. Sennett R. Flesh and Stone: The body and the city in Western Civilization. New York: W. W. Norton. 1994.

5. Рогач О. В., Фролова Е. В., Медведева Н. В. Туристский потенциал российских территорий: позиция муниципальных органов власти. Вопросы экономики. 2022;(9):125–138. DOI:10.32609/0042-8736-2022-9-125-138

6. Ukabi E., Akçay A. Ö. Historic squares’ identity expression: Namik Kemal Square, Famagusta Cyprus. International Journal of Advanced and Applied Sciences. 2021;8(4):61–74. DOI: 10.21833/ijaas.2021.04.008

7. Блянкинштейн О. Н., Попкова Н. А., Савельев М. В., Унагаева Н. А., Федченко И. Г., Чуй Я. В. Социокультурная основа градостроительного регулирования открытых общественных пространств городов. Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2021;41:18–40. DOI: 10.17223/22220836/41/2

8. Chen C. M., Chen S. H., Lee H. T. Assessing destination image through combining tourist cognitive perceptions with destination resources. International Journal of Hospitality & Tourism Administration. 2010;11(1):59–75. DOI: 10.1080/15256480903539628

9. Лысикова О. В. Индустриальный туризм в городском пространстве: кейс-стади Саратова. Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2014;1:38–48. URL: https://elibrary.ru/sgrvlv

10. McMullen M. Seeing history: A visual assessment of the historic-grounding of Old Western tourist towns. Journal of heritage tourism. 2018;3(5):411–425. DOI: 10.1080/1743873X.2017.1389945

11. Tussyadiah S. P., Kausar D. R., Soesilo M. P.K. The effect of engagement in online social network on susceptibility to influence. Journal of Hospitality and Tourism Research. 2018;42(2):201–223. DOI: 10.1177/1096348015584441

12. Колодий Н. А. Культура как ресурс экономики ощущений. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2011;4(16):94–102. URL: https://elibrary.ru/oopecz

13. Сотникова О. А., Халеева Т. С., Каширин В. В., Борисов С. А. Комплексное формирование рекреационных зон как фактора устойчивого развития городского пространства Воронежа. Инженерно-строительный вестник Прикаспия. 2022;3(41):95–101. DOI: 10.52684/2312-3702-2022-41-3-95-101

14. Ратникова П. Р., Тарасов О. Ю. Анализ критики советской застройки: социально-исторический аспект. Региональные проблемы. 2023;26(2):60–63. DOI: 10.31433/2618-9593-2022-26-260-63

15. Ильичева Д. А. Трансформирование восприятия и требований к приморским городам, их насыщенности, архитектурному облику. Вестник МГСУ. 2022;17(3):275–284. DOI: 10.22227/1997–0935.2022.3.275–284

16. Кривых Е. Г. Философские аспекты урбанистики и формирование компетенций студентов строительного университета. Балтийский гуманитарный журнал. 2021;10–1(34):147–150. DOI: 10.26140/bgz3-2021-1001-0033

17. Желнина А. «Здесь как музей»: торговый центр как общественное пространство. Laboratorium: Журнал социальных исследований. 2011;2:48–69. URL: https://www.soclabo.org/index.php/laboratorium/article/view/252/596

18. Рогач О. В., Фролова Е. В. Оценка деятельности органов власти по развитию социальной инфраструктуры урбанизированных пространств. Ars Administrandi (Искусство управления). 2023;15(3):516–535. DOI: 10.17072/22189173-2023-3-516-535

19. Морозов М. А., Морозова Н. С. Региональные особенности развития туристской инфраструктуры и их влияние на туризм. Регионология. 2021;29(3):588–610. DOI: 10.15507/2413–1407.116.029.202103.588–610

20. Ан А. Л. Роль общественного пространства в муниципальных образованиях. Вопросы государственного и муниципального управления. 2012;1:174–184. URL: https://elibrary.ru/ouklhr

21. Ольшанская М. В. Современные инструменты развития общественных пространств и их роль в развитии туризма. Beneficium. 2024;2(51):62–68. DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2024.2(51).62–68


Рецензия

Для цитирования:


Фролова Е.В., Калинкин А.А. Развитие общественных пространств как объектов туристского притяжения. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2025;15(1):124-132. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2025-15-1-124-132

For citation:


Frolova E.V., Kalinkin A.A. Development of Public Spaces as Objects of Tourist Attraction. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2025;15(1):124-132. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2025-15-1-124-132

Просмотров: 21


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-7867 (Print)
ISSN 2619-1482 (Online)