Суфийский фактор в политизации ислама на Северо-Восточном Кавказе
https://doi.org/10.26794/2226-7867-2024-14-5-30-40
Аннотация
Ислам суфийского толка укоренился в культуре и сознании многонационального населения Северо-Восточного Кавказа и, следовательно, является там наиболее традиционным. Современные взаимоотношения государства и религиозных объединений Северо-Кавказского региона обусловлены одновременными секуляризацией религиозной сферы и клерикализацией светской. Ряд региональных лидеров позиционируют себя как покровители тех или иных суфийских направлений, как и их оппоненты. Соответственно определенные религиозные организации приобретают административную и финансовую поддержку или, в случае противостояния с властью, лишаются юридического лица, как это произошло, например, с ингушским муфтиятом. В статье приведено обоснование актуального направления для развития законодательного урегулирования взаимоотношений между государством и религиозными объединениями в Северо-Кавказском регионе в сторону нивелирования политизации религии. В части методологии приведены историографический и структурно-функциональный анализ взаимосвязи ислама, светской идеологии и науки. Статья обосновывает определяющую роль исторического и культурного наследия ислама в формировании господствующей идеологии в северокавказском обществе. В связи с этим объясняется необходимость оптимизации соответствующего нормативно-правового регулирования. Ввиду того, что исламистские принципы обеспечивают условия по формированию псевдорелигиозных групп, в том числе по усилению воздействия религиозно-политического синкретизма, они представляют угрозу безопасности рассматриваемого региона. В эпоху нестабильности и общественных потрясений этнорелигиозные отношения выходят на первый план и становятся маркерами самых широких общественных страт. Разделение компетенций и сфер ответственности государства и религиозных объединений будет способствовать укреплению социально-общественной стабильности в регионе.
Об авторе
А. В. БритвинРоссия
Алексей Валентинович Бритвин — магистр государственного управления, аспирант
Список литературы
1. Боков Х. Х., Алексеев С. В. Российская идея и национальная идеология народов России. М.: ИПО Профиздат; 1996. 96 с.
2. Дегоев В. В. Большая игра на Кавказе: история и современность. М.: Русская панорама; 2003. 510 с.
3. Блиев М. М., Дегоев В. В. Кавказская война (1817–1864 гг.). М.: ТОО «Росет»; 1994. 591 с.
4. Зайончковский П. А. Российское самодержавие в конце XIX столетия: политическая реакция 80-х — начала 90-х годов. М.: Мысль; 1970. 442 с.
5. Матвеев В. А. Российское мусульманство на Северном Кавказе: исторические аспекты проблемы. Ростов н/Д: Кубанское отделение «Русского исторического общества»; 2004. 64 с.
6. Омаров А. И. Политика России на Северо-Восточном Кавказе в XIX — начале XX века. Махачкала: Алеф; 2014. 329 с.
7. Тахо-Годи А. А. Революция и контрреволюция в Дагестане. Махачкала: Дагестанский научно-исследовательский институт; 1927. 236 с.
8. Эсадзе С. С. Историческая записка об управлении Кавказом. Т. 2. Тифлис: типография «Гуттенберг»; 1907. 246 с.
9. Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России. М.: Русский мир; 1997. 528 с.
10. Зинченко М. С. Политизация ислама как фактор современного политического процесса (на материалах Северного Кавказа). Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет; 2010. 198 с.
11. Draper J. W. History of the conflict between religion and science. New York: University of Minnesota; 1874. 411 p.
12. Малашенко А. В. Северный Кавказ: исламский фактор. Свободная мысль — XXI. 2001;(9):6–22.
13. Покровский Н. И. Кавказские войны и имамат Шамиля. М.: РОССПЭН; 2000. 584 с.
14. Акаев В. Х. Исламское возрождение в Чеченской Республике. Грозный: Грозненский рабочий; 2011. 48 с.
15. Аствацатурова М. А., Тишков В. А., Хоперская Л. Л. Конфликтологические модели и мониторинг конфликтов в Северо-Кавказском регионе. М.: ФГНУ Росинформагротех; 2010. 264 с.
16. Эскерханов Г. Л. Суфизм на Северо-Восточном Кавказе: возникновение, идеология, практика: специальность. Грозный: Чеченский государственный университет; 2011. 185 с.
17. Милославский Г. В., Петросян Ю. А., Пиотровский М. Б., Прозоров С. М. Ислам: энциклопедический словарь. М.: Наука; 1991. 315 с.
18. Мухаммад Ю. Х. Тарикат в свете Корана и Сунны. М.: Ансар; 2012. 480 с.
19. Мчедлова М. М. Ислам и единство российского общества: современность и исторический опыт. Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты. 2015;(1):93–102.
20. Баширов Л. А. Ислам в контексте этнополитических процессов современной России. М.: Изд-во РАГС; 2008. 246 с.
21. Бритвин А. В., Козлов М. В. Идеологические основы этноконфессиональной политики на Северном Кавказе и синкретизация ислама. Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». 2022;42:42–50. DOI 10.26516/2073-3380.2022.42.42
Рецензия
Для цитирования:
Бритвин А.В. Суфийский фактор в политизации ислама на Северо-Восточном Кавказе. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2024;14(5):30-40. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2024-14-5-30-40
For citation:
Britvin A.V. The Sufi Factor in the Politicization of Islam in the North-Eastern Caucasus. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2024;14(5):30-40. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2024-14-5-30-40