Preview

Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета

Расширенный поиск

Трансформация этики коммуникаций в условиях тотальной цифровизации

https://doi.org/10.26794/2226-7867-2024-14-4-83-88

Аннотация

Статья посвящена вопросам, связанным с трансформацией этики коммуникаций в эпоху тотальной цифровизации. Ее актуальность заключается в том, что в условиях современных информационных войн необходимо поддерживать базовые этические нормы, которые служат основой для единства общества. Анализ источников позволил выделить характерные черты так называемого «цифрового» поколения: изменение привычного способа мышления и снижение интеллектуальных способностей, отказ от книжной культуры, неспособность воспринимать традиционные тексты, несформированность понятийного мышления. Автор отмечает, что цифровая среда упрощает мышление, формирует клиповое сознание и не способствует развитию критического мышления. Это создает благоприятные условия для распространения так называемых «ментальных вирусов». Кроме того, социальные платформы усиливают сегментацию общества, создавая новые формы доверия. Цифровое пространство становится агрессивным социальным полем и идеальным инструментом для манипуляций сознанием. Анализ цифровой среды позволил выявить ряд ее особенностей: вирусный потенциал онлайн-коммуникаций, активное участие комментаторов, а также широкие возможности мультимедийного потенциала интернет-ресурсов, которые делают их привлекательными (графика, видео, анимация, упрощенная подача информации). Трансформация коммуникаций в контексте информационных войн создает угрозу для полной «перепрошивки» сознания, что может привести к разрушению социетальной безопасности страны. Автор предлагает следующие меры противодействия данной угрозе: разработка полноценной государственной политики по сохранению базовых этических норм, объединяющей усилия всех участников социального взаимодействия; государственная цензура; всесторонний контроль со стороны государства за деятельностью цифровых гигантов; создание специальных цифровых этических программ. Статья предназначена для специалистов в области образования, исследователей и всех заинтересованных лиц.

Об авторе

Е. И. Замараева
Финансовый университет
Россия

Елена Ивановна Замараева — кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных наук факультета социальных наук и массовых коммуникаций

Москва



Список литературы

1. Назарова Ю.В., Анищенко О.С. Новая цифровая этика в виртуальном пространстве: дилеммы конт роля и этической экспертизы. Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2019;1(4):23–31. DOI: 10.22405/2304–4772–2019–1–4–23–31

2. Курпатов А.В. Всегда важно держать фокус решения задачи. Университетская книга. 2020;(7):8–13.

3. Ашманов И.С., Касперская Н.И. Цифровая гигиена. СПб.: Издательство «Питер»; 2022. 931 с.

4. Ясюкова Л.А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении. СПб: ИМАТОН; 2005.

5. Замараева Е.И. Социокультурные трансформации в эпоху цифровизации. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021;1(11):43–48. DOI: 10.26794/2226–7867–2021–11–1–43–48

6. Соколова М.Е. Когнитивные войны отечественных блогеров по обществу в период с 24 февраля по 24 августа 2022 г. URL: https://www.sonar2050.org/storage/files/ПостУкраина/KGW.pdf

7. Тюриков А.Г., Большунов А.Я. Информационные технологии как социальный вызов ХХI века. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2019;9(2):6–11. DOI: 10.26794/2226–7867–2019–9–2–6–10


Рецензия

Для цитирования:


Замараева Е.И. Трансформация этики коммуникаций в условиях тотальной цифровизации. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2024;14(4):83-88. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2024-14-4-83-88

For citation:


Zamaraeva E.I. Transformation of Communication Ethics in the Context of Total Digitalization. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2024;14(4):83-88. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2024-14-4-83-88

Просмотров: 115


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-7867 (Print)
ISSN 2619-1482 (Online)